«Круглые столы»

«Особенности жилищного строительства в Арктической зоне Российской Федерации»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 249 от 12 апреля 2021 года)

 

Участники «круглого стола», проведенного в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 16 февраля 2021 года с участием представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, единого института развития в жилищной сфере – акционерного общества «ДОМ.РФ», органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обсудив особенности жилищного строительства в Арктической зоне Российской Федерации, отмечают следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года
№ 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» Арктическая зона Российской Федерации (далее – Арктическая зона) включает в себя полностью территории четырех субъектов Российской Федерации (Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа) и частично – пяти субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская область (далее – регионы Арктической зоны).

На территории Арктической зоны проживает около 2,5 миллионов человек.

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации низкий уровень доступности благоустроенного жилья назван в числе основных угроз национальной безопасности в Арктике.[1]

Обеспечение граждан комфортным жильем является одним из важнейших факторов сдерживания оттока населения из Арктической зоны.

Низкие температуры, связанные с этим значительные потери тепла и многолетнемерзлые грунты, характерные для Арктической зоны, требуют применения особых способов и технологий в строительстве объектов капитального строительства, в том числе жилого назначения (например, устройства свайных фундаментов, увеличивающих стоимость строительства на 20–40%).

По данным единого института развития в жилищной сфере – акционерного общества «ДОМ.РФ» (далее – АО «ДОМ.РФ») регионы Арктической зоны характеризуются низким объемом жилищного строительства (в 3 раза ниже среднероссийского уровня).

Согласно поступившей к «круглому столу» информации из указанных регионов к числу основных факторов, сдерживающих развитие жилищного строительства в Арктической зоне, следует отнести следующие:

низкая доля собственного производства строительных материалов и конструкций, ограниченность номенклатуры выпускаемых материалов и дефицит отдельных групп строительной продукции (например, керамического кирпича, теплоизоляционных и кровельных материалов);

миграционный отток населения, связанный, в частности, с недостаточным объемом рабочих мест;

недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры и отсутствие развитой транспортной сети, ведущей к городам и сельским поселениям;

ограниченный период завоза строительных материалов и высокая стоимость их доставки до строительных площадок (в некоторые населенные пункты строительные грузы приходится завозить только по сезонным зимним дорогам или водным транспортом в период весеннего половодья);

невозможность использовать проектную документацию объектов жилищного строительства, подготовленную для реализации проектов по строительству жилья в других субъектах Российской Федерации по причинам более высоких требований к теплоизоляционным характеристикам строительных материалов и нормам проектирования в северных условиях;

низкая стоимость земельных участков и, как следствие, отсутствие возможности у их правообладателей передать такие участки в залог кредитной организации в целях обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;

необходимость значительных финансовых вложений на первоначальном этапе строительства — при инженерной подготовке земельного участка и устройстве фундаментов по причине слабой несущей способности грунтов.

Проблема недостаточности объема жилищного строительства особенно актуальна в условиях значительного ежегодного прироста объема ветхого и аварийного жилья.

По данным Республики Саха (Якутия), удельный вес аварийного жилищного фонда в Республике составляет 6,5% от общей площади жилья. При этом в муниципальных образованиях Арктической зоны на территории региона этот показатель составляет 12,7%. Республика отмечает высокий уровень износа жилищного фонда, расположенного в Арктической зоне: 30% жилищного фонда (468,3 тыс. кв. метров) имеет износ выше 70%.

На проблему значительного количества ветхого и аварийного жилья указывает также Ямало-Ненецкий автономный округ. По информации региона, объем жилищного фонда в Ямало-Ненецком автономном округе составляет 11 460 тыс. квадратных метров, из которого около 10% признано аварийным и подлежащим сносу.

По оценке региона, учитывая состояние жилищного фонда автономного округа и существующие темпы признания жилья аварийным в регионе (до 200 тыс. кв. метров ежегодно), даже при запланированном расселении до 160 тыс. кв. метров ежегодно, в ближайшие 15 лет ожидается рост объема аварийного жилья.

По данным Республики Карелия, жилищный фонд, расположенный в муниципальных образованиях региона, относящихся к Арктической зоне, составляет 3245,4 тыс. кв. метров (19,3% от жилищного фонда в целом по Республике Карелия), при этом жилищный фонд с износом более 66% составляет 816,25 тыс. кв. метров или 32,6% к значению в целом по Республике.

В настоящее время на федеральном уровне принимаются значительные меры, в том числе законодательного характера, направленные на социально-экономическое развитие Арктической зоны, включая развитие жилищного строительства.

В 2020 году принят пакет законов, регламентирующих порядок предоставления льгот и преференций для бизнеса и инвесторов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне.

Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» предусмотрены особенности осуществления градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в Арктической зоне, направленные на сокращение и оптимизацию процедур, связанных со строительством объектов.

С целью эффективного взаимодействия по развитию жилищной сферы АО «ДОМ.РФ», АО «Банк ДОМ.РФ», Фонд ДОМ.РФ заключили соглашения о сотрудничестве с шестью регионами России: Республикой Карелия, Республикой Коми, Республикой Саха (Якутия), Мурманской областью, Чукотским автономным округом и Ямало-Ненецким автономным округом. В I квартале 2021 года планируется заключить соглашения о сотрудничестве с Архангельской областью, Красноярским краем и Ненецким автономным округом.

В декабре 2020 года подписан меморандум о сотрудничестве между АО «ДОМ.РФ» и Правительством Мурманской области, предусматривающий строительство в городе Мурманске пилотного арендного дома на 100 квартир.

Участники «круглого стола» отмечают необходимость продолжения работы, направленной на развитие жилищного строительства в Арктической зоне, и рекомендуют:

1. Профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, направленных на социально-экономическое развитие Арктической зоны, в том числе развитие жилищного строительства.

2. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о выработке комплекса дополнительных мер, направленных на оказание поддержки субъектам Российской Федерации, территории которых полностью или частично расположены в Арктической зоне, для решения проблемы ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда и развития жилищного строительства;

проработать вопросы:

— об организации осуществления на федеральном уровне деятельности по мониторингу и прогнозированию процессов и последствий деградации многолетнемерзлых грунтов в Арктической зоне;

— о развитии производства строительных материалов и конструкций в Арктической зоне в целях удовлетворения потребностей строительства объектов жилого, социального и иного назначения на указанной территории;

— о стимулировании участия государственных корпораций, компаний с государственным участием и частных инвесторов в создании и модернизации объектов социальной, жилищной, коммунальной и транспортной инфраструктур в Арктической зоне;

— о возможных мерах поддержки подрядных строительных организаций, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Арктической зоны;

— о проведении опережающих работ по созданию технологий и технических средств, обеспечивающих эффективность и безопасность продолжения производственной, хозяйственной деятельности на затопленных территориях Арктической зоны;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» в части приведения указанного постановления в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий»;

рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающих возможность привлечения средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на цели строительства индивидуальных жилых домов в небольших населенных пунктах, а также на ремонт свободного муниципального жилищного фонда;

рассмотреть вопрос о целесообразности разработки правового механизма, предусматривающего возможность предоставления некоммерческим организациям, созданным публично-правовыми образованиями, субсидий из бюджетов бюджетной системы в целях осуществления капитальных вложений, в объекты, не относящиеся к государственной или муниципальной собственности при реализации проектов комплексного развития территорий;

рассмотреть возможность внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства, предусмотренные приложением № 6 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, в части учета фактора «северного удорожания» при расчете коэффициента результативности использования субсидии на развитие жилищного строительства в Арктической зоне;

ускорить принятие постановления, предусматривающего внесение изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока (приложение № 15 (3) к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), направленного на расширение критериев отнесения граждан к проживающим в не предназначенных для этого постройках.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

подготовить предложения о государственной поддержке жилищного строительства в Арктической зоне, в том числе в части развития деревянного домостроения;

уделить особое внимание внедрению и развитию передовых технологий по строительству временных рабочих поселений (срок функционирования от 30 до 75 лет), а также перемещающихся вместе с производственной базой на новые места мобильных модульных поселений для обеспечения производственной деятельности на территории Арктической зоны вахтовым способом;

рассмотреть вопрос о законодательном закреплении понятия «временные рабочие поселения» и установлении требований к их проектированию, строительству, эксплуатации;

рассмотреть вопрос о целесообразности внесении изменения в статью 16 Федерального закона от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» в части определения сроков рассмотрения органом местного самоуправления муниципального района или городского округа заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 5 статьи 16);

совместно с субъектами Российской Федерации, расположенными в Арктической зоне, проанализировать преимущества мелкомодульной застройки с локальными системами производства электроэнергии, тепловой энергии в целях сокращения протяженности инженерных сетей, снижения потерь тепловой и электрической энергии, эксплуатационных потерь и, при необходимости, быстрой локализации места аварии;

продолжить совершенствование нормативно-технических документов, регламентирующих процессы проектирования и строительства объектов в экстремальных природно-климатических условиях, и при разработке такой документации учесть:

— необходимость наделения материалов и конструкций, используемых при возведении объектов капитального строительства, предназначенных для пребывания в них людей, свойством не пропускать космическую радиацию и электромагнитные излучения;

— целесообразность установления критериев допустимости повторного использования свайных фундаментов;

— необходимость совершенствования технологий термостабилизации вечномерзлых грунтов под жилыми и административными зданиями;

ускорить принятие приказа, предусматривающего методику формирования затрат на транспортировку грузов для строительства, необходимую для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и устанавливающую методы определения затрат на доставку материалов, изделий, конструкций, оборудования от производителей, импортеров и поставщиков до объекта строительства по территории Российской Федерации;

совместно с единым институтом развития в жилищной сфере – акционерным обществом «ДОМ.РФ» проанализировать правоприменительную практику реализации льготной ипотечной программы «Дальневосточная ипотека» в субъектах Российской Федерации, территории которых полностью или частично расположены в Арктической зоне, в части доступности предусмотренного программой ипотечного продукта для граждан, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов с использованием для возведения фундамента древесины, и, при необходимости, подготовить предложения, направленные на повышение доступности предусмотренного программой ипотечного продукта для указанных граждан.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и акционерным обществом «ДОМ.РФ»:

при разработке в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» методического документа — стандарта развития городской среды в Арктической зоне учесть, что цветовая гамма отделочных материалов зданий и городской дизайн должны выполнять, в том числе арт-терапевтические функции;

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично расположены в Арктической зоне:

с учетом происходящих климатических изменений при планировании развития территорий в границах Арктической зоны учитывать местоположение потенциальных зон затопления и геокриологические особенности территории в целях обеспечения устойчивости и долговечности объектов капитального строительства;

совместно с единым институтом развития в жилищной сфере – акционерным обществом «ДОМ.РФ» проработать вопрос о строительстве наемных домов для обеспечения качественным жильем граждан, в том числе привлекаемых к работе в Арктической зоне вахтовым методом;

6. Органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об организации в городах службы, осуществляющей функции по мониторингу, предупреждению и устранению деформации объектов капитального строительства, в том числе жилых объектов, и инженерных коммуникаций, возникающих вследствие деградации многолетнемерзлых грунтов;

использовать в отделке фасадов зданий долговечные модульные отделочные материалы (композитные отделочные стеновые панели), обеспечивающие вентилируемость и долговечность фасадов зданий.



[1] Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 645 «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».