«Круглые столы»

«Обеспечение доступности жилья для граждан: проблемы и пути их решения»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 303 от 10 апреля 2023 года)

 

Участники «круглого стола», проведенного 23 марта 2023 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», акционерного общества «ДОМ.РФ», общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский Союз строителей», обсудив вопрос обеспечения доступности жилья для граждан, отмечают следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели развития «Комфортная и безопасная среда для жизни»: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн квадратных метров в год, улучшение качества городской среды в полтора раза.

В целях формирования механизмов достижения соответствующих показателей распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, одной из стратегических целей реализации которой является обеспечение доступности жилья не менее чем двум третям (67 процентов) граждан страны через приобретение, строительство или аренду жилья.

Достижение указанной цели планируется в том числе через развитие институтов ипотечного жилищного кредитования, индивидуального жилищного строительства, арендного жилья.

Государству на текущий момент удалось выстроить алгоритм развития указанных выше институтов, достигнуты определенные результаты.

В частности,

 в рамках развития ипотечного жилищного кредитования запущены и успешно реализуются через оператора (акционерное общество «ДОМ.РФ») такие государственные программы льготного ипотечного кредитования, как льготная ипотека, с момента запуска которой выдано 975,3 тыс. кредитов на 3 370,9 млрд рублей, в том числе в 2022 году – 287,5 тыс. кредитов на 1 297,0 млрд рублей; семейная ипотека, за время действия которой выдано 458,8 тыс. кредитов на сумму 1 682,50 млрд рублей, в том числе в 2022 году – 172,3 тыс. кредитов на 811,2 млрд рублей, рост выдачи кредитов в 2022 году составил 27% к уровню 2021 года; дальневосточная ипотека, по которой выдано 54,5 тыс. кредитов на 226,6 млрд рублей, в том числе в 2022 году – 23,2 тыс. кредитов на 104,1 млрд рублей; ипотека для ИТ-специалистов, по которой на конец 2022 года выдано 5,8 тыс. кредитов на сумму 52,6 млрд рублей[1].

При этом условия предоставления обозначенных выше ипотечных программ постоянно совершенствуются в целях их более эффективного использования. В частности, продлеваются сроки реализации, а также дополняются новые категории граждан, имеющие возможность в них участвовать;

— в рамках развития института индивидуального жилищного строительства все льготные ипотечные программы с государственным участием (льготная ипотека, семейная ипотека, дальневосточная ипотека, ипотека для ИТ-специалистов) распространены на цели ИЖС. Это позволило в 2022 году на строительство ИЖС выдать более 32,9 тыс. кредитов на сумму 138,8 млрд рублей, что в 3 раза по количеству и в 4 раза по объему превышает аналогичные показатели 2021 года (в 2021 году выдано 10,3 тыс. кредитов на сумму 32,5 млрд рублей).

Также в целях повышения ликвидности и удешевления строительства объектов ИЖС ведется работа по внедрению типовых проектов ИЖС; осуществляется поддержка производства готовых домокомплектов (например, Минпромторгом России реализуется программа, по которой при покупке готового деревянного домокомплекта стоимостью до 3,5 млн рублей, граждане могут получить скидку в размере 10%, которую производителю субсидирует государство); на строительство ИЖС распространено действие Закона о долевом строительстве[2], что позволило застройщикам использовать банковское проектное финансирование для строительства малоэтажных жилых комплексов, включающих ИЖС; для льготного финансирования строительства инфраструктуры для ИЖС в границах территории малоэтажного жилого комплекса доступно использование инфраструктурных облигаций федерального проекта «Инфраструктурное меню»;

— в рамках развития института арендного жилья акционерным обществом «ДОМ.РФ» реализовано 16 проектов по строительству арендного жилья в 7 регионах России (формы аренды разные – коммерческая, корпоративная, студенческая), также запущена программа льготной аренды, согласно которой до 25% квартир в арендном доме сдаются на льготных условиях отдельным категориям граждан, которые определяются конкретным субъектом Российской Федерации. При этом льготная ставка аренды составляет до 20% от рыночного уровня, недополученные доходы субсидируются акционерным обществом ДОМ.РФ и бюджетом субъекта в равных долях (пилотный проект с использованием программы льготной аренды успешно реализован в г. Воронеже).

Принято решение[3] о финансировании программы строительства арендного жилья в Дальневосточном федеральном округе, используя механизм приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния дополнительных акций акционерного общества «ДОМ.РФ» в размере 87 млрд рублей.

Программа предусматривает строительство в Дальневосточном федеральном округе наемных домов в целях предоставления не менее 10 тыс. жилых помещений в таких домах по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отдельным категориям граждан.

Участники «круглого стола», положительно оценивая осуществляемую органами государственной власти и уполномоченными организациями деятельность, направленную на повышение доступности жилья для граждан, выделили дополнительные меры, которые, по мнению участников мероприятия, будут способствовать успешному решению поставленной задачи, в связи с чем рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации уделить приоритетное внимание проекту федерального закона № 261079–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (в части расширения форм обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот)[4].

2. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос об увеличении объемов софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710;

— в целях дальнейшего развития индивидуального жилищного строительства:

рассмотреть вопрос о создании единой долгосрочной программы ипотечного кредитования строительства объектов индивидуального жилищного строительства с процентной ставкой, сопоставимой с действующими программами льготного ипотечного кредитования, предусмотрев поддержку всех возможных вариантов строительства ИЖС (профессиональным подрядчиком или хозяйственным способом);

рассмотреть вопрос о целесообразности разработки механизма субсидирования за счет средств федерального бюджета строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства многодетным семьям;

— рассмотреть возможность более широкого использования средств Фонда национального благосостояния в целях реализации проектов по строительству арендного жилья (помимо строительства арендного жилья в Дальневосточном федеральном округе);

— рассмотреть вопрос о наделении акционерного общества «ДОМ.РФ» функциями оператора по реализации всех ипотечных программ с государственным участием в целях оптимизации их реализации.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и акционерным обществом «ДОМ.РФ»:

— проработать предложения о возможных дополнительных механизмах поддержки жилищного строительства в субъектах Российской Федерации, территории которых полностью или частично расположены в Арктической зоне Российской Федерации, в частности:

о поддержке развития производства строительных материалов и конструкций в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе производства домокомплектов по модульной технологии;

о поддержке подрядных строительных организаций, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации;

о разработке отдельной программы доступного (льготного) ипотечного кредитования для граждан с целью приобретения или строительства жилых помещений на территориях арктических регионов, либо возможности распространения действия условий программы «Дальневосточная ипотека» на данные территории.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с акционерным обществом «ДОМ.РФ»:

— ускорить разработку законопроекта, направленного на усиление контроля за сдачей жилья в аренду и создание единой информационной системы арендного жилья;

— рассмотреть вопрос о разработке мер стимулирующего характера в отношении застройщиков, реализующих проекты по строительству арендного жилья (например, безвозмездное или на льготных условиях предоставление земельных участков, кредитов по льготной ставке, налоговых преференций и так далее);

разработать предложения по комплексу мер, направленных на развитие государственно-частного партнерства в целях строительства арендного жилья;

— создать реестр типовых проектов индивидуального жилищного строительства с разработанной в качестве приложения к ним проектно-сметной документацией, интегрировав реестр в информационную систему «Цифровое строительство»;

— разработать по аналогии с «зеленым» государственным стандартом строительства многоквартирных домов (утвержден приказом Росстандарта от 9 сентября 2022 года № 900-ст) «зеленый» государственный стандарт для индивидуального жилищного строительства.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с акционерным обществом «ДОМ.РФ»:

— в целях создания условий для запуска массового строительства индивидуальных жилых домов индустриальным способом разработать по аналогии с реализуемой Минпромторгом России программой поддержки производителей деревянных домокомплектов (предусматривает возможность получения гражданами при покупке готового деревянного домокомплекта стоимостью до 3,5 млн рублей субсидируемой государством 10-процентной скидки) аналогичной программы для поддержки производителей домокомплектов из альтернативных дереву материалов (железобетон, металлокаркас, сэндвич-панели и так далее).

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации при методологической поддержке акционерного общества «ДОМ.РФ»:

— рассмотреть вопрос о создании в субъектах Российской Федерации региональных операторов комплексного развития, которых, в том числе наделить полномочиями по инициации вовлечения в оборот земельных участков для их застройки объектами индивидуального жилищного строительства, обеспечению вовлекаемых земельных участков инфраструктурой с использованием финансовых инструментов федерального проекта «Инфраструктурное меню», оценке и продаже земельных участков с аукциона в целях их последующей застройки объектами индивидуального жилищного строительства.

7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

— рассмотреть вопрос о передаче акционерному обществу «ДОМ.РФ» полномочий оператора региональных ипотечных программ в целях обеспечения удобства и автоматизации процессов получения услуг всеми участниками процесса за счет реализации принципа «одного окна».

 



[1] Здесь и далее приведенная статистическая информация представлена акционерным обществом «ДОМ.РФ», а также публично-правовой компанией «Фонд развития территорий».

[2] Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

[3] Пункт 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № Пр-1991 и указания Президента Российской Федерации от 1 марта 2023 г. № Пр-405.

[4] Внесен Правительством Российской Федерации 19 декабря 2022 года, принят Государственной Думой в первом чтении 21 марта 2023 года.