«Круглые столы»

«Архитектурный облик городов: проблемы и пути их решения»

Рекомендации

Участники «круглого стола», проведенного 12 октября 2023 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, акционерного общества «ДОМ.РФ», профессионального строительного сообщества, научных и педагогических организаций, осуществляющих деятельность в сфере строительства и архитектуры, обсудив проблематику сохранения и улучшения архитектурного облика современных городов, отмечают следующее.

Улучшение архитектурно-градостроительного облика городов неразрывно связано с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», которым в качестве одного из целевых показателей достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» установлено улучшение к 2030 году качества городской среды в полтора раза.

Продолжительное время нормы действующего законодательства в сфере градостроительной деятельности не содержали требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства, за исключением территорий в границах исторического поселения федерального или регионального значения.

Принятый в конце 2022 года Федеральный закон № 612-ФЗ[1], положения которого вступили в силу с 1 сентября 2023 года, дополнил Градостроительный кодекс Российской Федерации новой статьей 401, посвященной архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 года № 857 «Об утверждении требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и Правил согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 года № 857), принятым в развитие положений указанного выше Федерального закона, утверждены требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, а также Правила согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства.

Согласно введенным положениям согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства возможно только в отношении территорий, которые установлены в правилах землепользования и застройки, и градостроительными регламентами в отношении данных территорий закреплены требования к архитектурно-градостроительному облику.

В частности, указанные требования могут быть установлены к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим, цветовым решениям, отделочным материалам, подсветке зданий, размещению инженерного оборудования на фасадах и кровлях зданий.

Также определены объекты, согласование архитектурно-градостроительного облика которых не требуется.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации осуществляется формирование практики реализации указанного постановления.

Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера при подготовке к «круглому столу» проведен опрос субъектов Российской Федерации, позволивший выявить следующие проблемы, препятствующие улучшению архитектурного облика городов:

— устаревшие и не отвечающие современным реалиям положения Федерального закона 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»;

— отсутствие у архитектора реальной возможности влиять на принятие градостроительных решений, определяющих архитектурный облик города, в том числе в связи с отсутствием четкой регламентации работы главных архитекторов субъектов Российской Федерации и главных архитекторов муниципальных образований;

— снижение среднего уровня качества проектирования в связи с общим снижением за последние десятилетия уровня образования в области архитектуры и градостроительства, а также исключением профессиональной ответственности архитектора;

— нехватка квалифицированных кадров в области архитектуры и градостроительства.

На федеральном уровне принимаются отдельные меры, направленные на решение проблем в сфере архитектуры, в том числе в части повышения статуса главного архитектора субъекта Российской Федерации, а также обеспечения органов публичной власти квалифицированными кадрами в сфере архитектурной деятельности.

В частности, по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 17 мая 2016 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин дал поручение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации установить прямое подчинение главного архитектора высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Подавляющим количеством регионов данное поручение исполнено.

В целях повышения профессионального уровня архитекторов акционерным обществом «ДОМ.РФ» с 2018 года при поддержке Правительства Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации реализуется образовательная программа «Архитекторы.РФ».

За истекшее время в рамках данной программы прошли обучение 400 выпускников из 82 регионов России. В настоящее время реализуется пятый поток, на котором обучается более 100 финалистов, в том числе представители профильных органов власти и центров компетенций, непосредственно занимающиеся развитием городской среды, из 61 субъекта Российской Федерации.

В рамках программы «Архитекторы.РФ» также реализуется программа «Городские практики» – выездное 7–10 дневное обучение региональных специалистов (на текущее время прошло в 37 городах, участие в ней приняло более 1 800 человек), а также разработано 17 онлайн-курсов, на которых мировые эксперты делятся со слушателями своим опытом реализации проектов, направленных на изменение городской среды.

Кроме того, акционерное общество «ДОМ.РФ» при сотрудничестве с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» с 2017 по 2023 годы оказывает поддержку развитию кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева в целях подготовки профессиональных кадров в сфере городского планирования. За время сотрудничества на кафедре завершили обучение и обучаются более 900 человек из 290 городов, выдано 548 грантов[2].

По итогам состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» отмечают необходимость дальнейшего совершенствования правовых и организационных механизмов развития архитектурно-градостроительной деятельности и рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) уделить приоритетное внимание доработке и внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[3], предусмотрев, в частности установление:

правового положения и статуса архитектора, главного архитектора субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

прав и обязанностей главного архитектора, сферы его ответственности;

права главного архитектора проекта осуществлять авторский контроль и авторский надзор за строительством (реконструкцией) объекта капитального строительства;

правила о разработке рабочей документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства проектной организацией, ранее разработавшей проектную документацию указанного объекта;

2) рассмотреть целесообразность подготовки специалистов с высшим образованием в сфере архитектурно-градостроительной деятельности на уровне специалитета;

3) рассмотреть возможность увеличения квот приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в сфере архитектурно-градостроительной деятельности за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе в целях обеспечения необходимыми кадрами субъектов Российской Федерации, в которых отсутствуют высшие учебные заведения по соответствующим специальностям и направлениям подготовки.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) осуществлять мониторинг реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 года № 857 «Об утверждении требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и правил согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства», в рамках которого, в частности, оценить целесообразность:

установления переходных положений в отношении объектов капитального строительства, строительство которых начато до введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 года № 857 правила об обязательности установления с 1 сентября 2023 года требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, в части продолжения строительства указанных объектов в рамках требований, по которым был выдан первоначальный градостроительный план земельного участка (без учета введенных позднее требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства);

закрепления исчерпывающего перечня оснований отказа в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства, а также установления процедуры обжалования отказа;

дополнения оснований отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию таким основанием, как несоответствие построенного объекта капитального строительства ранее согласованному архитектурно-градостроительному облику указанного объекта;

2) рассмотреть вопрос о введении лицензирования деятельности по разработке градостроительной документации и установлении обязательного требования к наличию в штате соответствующей организации квалифицированных специалистов (архитектора, градостроителя, инженеров по направлениям, эколога, экономиста и других) в целях повышения качества территориального планирования, градостроительного зонирования, требований к архитектурно-градостроительному облику;

3) подготовить предложения о закреплении на законодательном уровне института мастер-планирования, в том числе в целях определения места мастер-плана в системе действующей градостроительной документации.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность технического переоснащения высших учебных заведений в области архитектуры и градостроительства в целях обеспечения возможности обучения студентов навыкам объемного проектирования, макетирования, знакомства с современными технологиями, конструкциями и материалами;

2) предусмотреть возможность участия в образовательном процессе в высших учебных заведениях в области архитектуры и градостроительства практикующих архитекторов без ученой степени (звания).

4. Акционерному обществу «ДОМ.РФ» во взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации продолжить проведение образовательной программы «Архитекторы.РФ» в целях повышения квалификации российских архитекторов и градостроителей, а также качества градостроительных и архитектурных решений.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления рассмотреть вопросы:

1) о разработке в муниципальных образованиях единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования в целях синхронизации действующей в отношении конкретной территории градостроительной документации;

2) о разработке с привлечением акционерного общества «ДОМ.РФ» мастер-планов соответствующих территорий;

3) о создании регионального архитектурного совета с привлечением к его деятельности заслуженных, практикующих архитекторов и экспертов для обсуждения проектной документации объекта капитального строительства, подготовленной проектной организацией, перед получением свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика указанного объекта в целях повышения качества проектирования и исключения архитектурных и планировочных ошибок.


[1] Федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона „О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“.

[2] Письмо акционерного общества «ДОМ.РФ» от 15 сентября 2023 года № 12653-АА.

[3] Подготовлен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, размещен на портале https://regulation.gov.ru, ID проекта 02/04/01–22/00124250.