«Круглые столы»

«О формировании системы технического учёта жилищного фонда: проблемы и пути их решения»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 320 от 20 ноября 2023 года)

 

Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проведен «круглый стол» на тему «О формировании системы технического учёта жилищного фонда: проблемы и пути их решения» с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», акционерного общества «ДОМ.РФ», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, ассоциации «Национальное объединение строителей», экспертов.

Участники «круглого стола» отмечают следующее.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учёту и наряду с иными формами его учёта должен предусматривать проведение технического учёта жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям)[1]. Жилищным кодексом также предусмотрено проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов, порядок которого должен быть установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации[2].

Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года[3] (далее – Стратегия) отмечена проблема отсутствия системы технического учёта жилищного фонда. При этом определяется основная задача в этом направлении – создание эффективного механизма технического учёта жилищного фонда, в том числе позволяющего формировать достоверную информацию о составе жилищного фонда, его состоянии, уровне благоустройства и изменении этих показателей.

Для решения поставленной задачи Минстроем России разработан перечень мероприятий, направленных на формирование системы технического учёта жилищного фонда[4], согласно которому на период до 2029 года необходимо:

усовершенствовать законодательство Российской Федерации в области учёта технического состояния многоквартирных домов;

организовать систему сбора и обобщения информации о технических характеристиках и состоянии жилищного фонда, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости и в электронном паспорте многоквартирного дома, формируемом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства[5];

провести модернизацию информационных систем для учета актуального технического состояния многоквартирного дома.

В настоящее время органы публичной власти отдельных субъектов Российской Федерации[6] проводят техническую инвентаризацию и мониторинг технического состояния многоквартирных домов с отображением технических данных в региональных информационных системах. Такая работа позволила создать основу для эффективной актуализации региональных программ капитального ремонта, поскольку была проведена оценка технического состояния несущих конструкций, систем инженерно-технического обеспечения такого объекта, определен эксплуатационный ресурс здания, предельные сроки проведения капитального ремонта, а также выявлена техническая возможность оснащения дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта коммунальных ресурсов[7]. В ряде регионов услуга по проведению технического обследования общего имущества в многоквартирном доме включена в перечень обязательных работ по капитальному ремонту, что позволило выявить дома с высоким уровнем физического износа и своевременно принять решения о признании таких зданий аварийными[8].

Вместе с тем, участники «круглого стола» отмечают следующие проблемы, возникающие в настоящее время при проведении технического учёта, технической инвентаризации и паспортизации жилищного фонда, мониторинга технического состояния многоквартирных домов:

нормативные правовые акты в сфере государственного учёта жилищного фонда не раскрывают исчерпывающим образом цели технического учета, а также не определяет механизмы накопления и актуализации учётных сведений;

отсутствует интеграция данных автоматической информационной системы «Реформа ЖКХ»[9], государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной информационной адресной системы, Единого государственного реестра недвижимости, что осложняет работу органов публичной власти по размещению данных о техническом состоянии объектов жилищного фонда (в том числе электронных паспортов многоквартирных домов), приводит к искажению и (или) дублированию этих данных в разных информационных системах, не позволяет органам местного самоуправления разместить результаты технической инвентаризации объектов индивидуального жилищного строительства и домов блокированной застройки в информационной системе[10];

в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства отсутствует возможность формирования отчёта по всем многоквартирным домам субъекта Российской Федерации в части размещения результатов технического состояния каждого конструктивного элемента многоквартирного дома;

учётные данные предоставляются множеством субъектов (управляющие организации, объединения собственников недвижимого имущества, лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, органы местного самоуправления), что не позволяет выстроить целостную эффективную систему разграничения ответственности за сбор и размещение данных об объектах жилищного фонда в информационных системах;

отсутствуют требования о проведении периодической актуализации технических паспортов многоквартирных домов, оказание услуги по техническому обследованию многоквартирного дома на возмездной (платной) основе специализированными организациями[11], а также требование о принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о проведении такого обследования, что приводит к ситуации, при которой эти мероприятия не проводятся, а управляющие организации направляют в орган местного самоуправления неактуальные сведения о техническом состоянии многоквартирного дома;

отсутствуют нормы, регулирующие порядок восстановления утраченной (утерянной, уничтоженной вследствие боевых действий, чрезвычайных ситуаций) технической документации на многоквартирные дома, что осложняет исполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления полномочий по техническому учёту таких объектов;

законодательством не регламентирован порядок и периодичность проведения технической инвентаризации индивидуальных жилых домов, домов блокированной застройки после проведения работ по их капитальному ремонту или реконструкции;

возможность рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) индивидуального жилого дома для проживания возникает исключительно на основании заявления собственника (заинтересованного лица), представленного в межведомственную комиссию с приложением комплекта документов[12], что не позволяет разместить достоверную информацию о техническом состоянии такого объекта в информационных системах;

на территории субъектов Российской Федерации могу действовать несколько аккредитованных организаций технической инвентаризации, что приводит к риску искажения результатов технического учёта объектов жилищного фонда;

не закреплена обязанность застройщиков, иных лиц проводить техническую инвентаризацию и учёт жилищного фонда после ввода жилых домов в эксплуатацию.

Принимая во внимание актуальность проблем и предложений, содержащихся в информации органов публичной власти субъектов Российской Федерации, докладах и выступлениях, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) уделить приоритетное внимание разработке и утверждению нормативного правового акта, закрепляющего основы правового регулирования технического учёта, технической инвентаризации, паспортизации и мониторинга технического состояния объектов жилищного фонда;

2) рассмотреть вопрос о разработке единых подходов к деятельности специализированных организаций по проведению технического учёта, технической инвентаризации, технической паспортизации, мониторинга технического состояния объектов жилищного фонда, предусмотрев обязательность систематизации, оцифровки и обеспечения доступности результатов технического учёта для органов публичной власти, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающих организаций и иных заинтересованных лиц;

3) рассмотреть целесообразность наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом уполномочивать специализированные государственные и (или) муниципальные организации (учреждения) полномочиями по проведению технического учёта, технической инвентаризации, технической паспортизации, мониторинга технического состояния объектов жилищного фонда.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий»:

1) ускорить разработку методических рекомендаций по сбору, учёту, хранению, актуализации, обработке и анализу состояния технических характеристик жилых зданий;

2) разработать единый регламент обследования технического состояния и мониторинга физического износа многоквартирного дома;

3) разработать аппаратно-программный комплекс по учёту, хранению, обработке и анализу состояния технических характеристик объектов жилищного фонда, интегрировав его с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), автоматической информационной системой «Реформа ЖКХ», Федеральной информационной адресной системой, Единым государственным реестром недвижимости, региональными информационными системами;

4) расширить функционал государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, дополнив его программным комплексом автоматизации бизнес-процессов организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами;

5) расширить перечень параметров электронного паспорта многоквартирного дома, дополнив его следующим:

сведениями о проведенных перепланировках (переустройстве) помещений и мест общего пользования в многоквартирном доме;

информацией о проведении капитального ремонта и произведенных изменениях, внесенных в проект постройки многоквартирного дома (схема прокладки инженерных сетей, материалы, изменение конструкций и другое);

приложениями в виде схем прокладки инженерных сетей многоквартирного дома (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление) и схемы земельного участка под многоквартирным домом;

6) рассмотреть вопрос о разработке профессионального стандарта по квалификации «Специалист в сфере технической инвентаризации и учёта зданий и сооружений»;

7) разработать порядок восстановления утерянной (уничтоженной) технической документации на многоквартирные дома и иные объекты жилищного фонда;

8) рассмотреть предложения:

о проведении периодической технической инвентаризации помещений в многоквартирных домах;

об установлении возможности переноса срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома на основании результатов технического состояния многоквартирного дома без решения собственников помещений в многоквартирном доме.

 



[1] Части 4 и 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.

[2] Пункт 2 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации.

[3] Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р.

[4] Проект плана мероприятий по реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р (письмо Минстроя России от 8 декабря 2022 года № 66093-СИ/00).

[5] Названные мероприятия осуществляются Минстроем России в рамках исполнения пункта 2 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 8 июня 2020 года № МХ-П16-6086 (письмо Минстроя России от 18 октября 2023 года № 64239-АЕ/06).

[6] Информация и предложения органов публичной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в Комитет в соответствии с запросом от 26 сентября 2023 года № 3.2–10/3602@.

[7] Информация правительств Ямало-Ненецкого автономного округа (письмо от 11 октября 2023 года №89/01–04/17822), Пермского края (письмо от 10 октября 2023 года № 24–04–01–88–1101), Иркутской области (письмо от 12 октября 2023 года № 02–90–11218/23), Курской области (письмо от 13 октября 2023 года № 05–04/927), Новосибирской области (письмо от 16 октября 2023 года № 1991–04/17), города Москвы (письмо от 10 октября 2023 года № 01–01–06–2436/23), Орловской области (письмо от 12 октября 2023 года № 5–5–7481), Псковской области (письмо от 17 октября 2023 года № СТ‑09‑2982).

[8] Закон Иркутской области от 27 декабря 2013 года № 167-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области» (письмо правительства Иркутской области от 12 октября 2023 года № 02–90–11218/23).

[9] В соответствии с требованиями приказа Минстроя России от 1 декабря 2016 года № 871/пр «Об утверждении форм мониторинга и отчетности реализации субъектами Российской Федерации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных Приказов Минстроя России».

[10] Пункт 6 статьи 6 Федерального закона Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает обязательность размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации об объектах государственного учёта жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.

[11] Методические рекомендации по оценке целесообразности проведения обследования технического состояния многоквартирного дома для признания его аварийным, Методические рекомендации по оценке технических заключений специализированных организаций по обследованию технического состояния многоквартирных домов (утверждены Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 30 декабря 2020 года), «ВСН 57–88(р). Ведомственные строительные нормы. Положение по техническому обследованию жилых зданий» (утверждены Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 6 июля 1988 № 191).

[12] В соответствии с пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.