«Круглые столы»

«Перспективы развития деревянного домостроения в Российской Федерации»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 320 от 20 ноября 2023 года)

Участники «круглого стола», проведенного 2 ноября 2023 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, бизнес-сообщества, обсудив вопросы развития направления деревянного домостроения в России, отмечают следующее.

Россия занимает первое место в мире по площади лесов. Основными лесообразующими породами являются хвойные насаждения (порядка 80 процентов площади лесного фонда страны[1]), древесина которых наиболее пригодна для использования в строительстве.

Деревянное домостроение имеет большой потенциал и позволит задействовать существенные резервы внутреннего спроса на древесину.

Планируется, что к 2030 году применение продукции деревянного домостроения увеличится в общем объёме жилищного строительства до 20%. Соответствующие задачи поставлены Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года[2] и Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года[3].

В последние годы использование деревянных конструкций в жилищном строительстве набирает спрос, при этом преимущественно при строительстве индивидуального жилья (ИЖС).

Так, согласно данным Росстата, по итогам 2022 года общая площадь введенного индивидуального жилья, построенного с использованием деревянных стен, составила 14,2 млн. кв. м., или 24,8% от общего объема ввода площади индивидуальных жилых домов (57,2 млн. кв. м.), что на 31% больше, чем в 2021 году (10,8 млн. кв. м.)[4]. При этом преимущественно это частные жилые дома, возведенные хозяйственным способом.

В сегменте многоквартирных домов построено 132 жилых дома с использованием деревянных конструкций общей площадью 23,2 тыс. кв. м., что составляет порядка 1% от всех построенных многоквартирных домов[5].

Стоит отметить, что до 2019 года в России разрешалось проектировать здания из деревянных конструкций не выше трёх этажей[6].

С 2020 года Минстроем России разработан ряд документов по стандартизации, которые предусматривают возможность проектирования жилых многоквартирных и общественных зданий с применением деревянных конструкций высотой до 28 метров[7].

В настоящее время Минстроем России совместно с МЧС утвержден План мероприятий по развитию деревянного домостроения на период до 2024 года[8]. Документ предусматривает организацию работы по совершенствованию технического регулирования и проведению исследований, направленных на обеспечение пожарной, механической и сейсмической безопасности объектов из деревянных конструкций, для расширения области применения строительства многоэтажных деревянных зданий.

Так, в 2022 году в городе Сокол Вологодской области реализован пилотный проект по строительству двух жилых домов из CLT-панелей (перекрестно-клееная древесина). Каждый дом представляет собой четырехэтажное здание высотой 15 метров[9].

Впервые в России в сейсмоактивном районе — городе Байкальске Иркутской области в 2023 году планируется сдать в эксплуатацию четырехэтажный жилой дом по технологии CLT, на базе которого будут разработаны рекомендации (проектная документация) по обеспечению механической безопасности деревянных зданий из CLT-панелей в условиях сейсмической активности[10].

Клееная многослойная древесина является современным деревянным строительным материалом, характеризующимся высокой несущей способностью, водо-, био- и морозостойкостью, имеет высокие звуко- и теплоизоляционные свойства, может использоваться для строительства зданий различного функционального назначения.

При этом более широкое применение клееные деревянные конструкции получили в индивидуальном жилищном строительстве. В настоящее время изготовление готовых домокомплектов осуществляется рядом отечественных предприятий[11].

Индустриальный способ строительства является одним из наиболее перспективных, поскольку за счет заводского изготовления домокомплектов при строительстве индивидуального жилья по типовым проектам обеспечивается высокое качество и скорость строительства.

Однако по итогам проведенного акционерным обществом «ДОМ.РФ» при поддержке Минпромторга России онлайн-опроса соответствующих производителей деревянных домокомплектов, в котором приняли участие 45 компаний, отмечено, что 2022 году мощности по производству домокомплектов были загружены всего на 22%. Главным фактором, сдерживающим рост объема производства деревянных домомкомплектов, назван нестабильный спрос на продукцию[12].

Основными мерами, позволяющими наиболее эффективно поддержать соответствующие производства продукции из дерева, являются:

 — льготные займы (от 1 до 3%), предоставляемые Фондом развития промышленности (ФРП) предприятиям, которые занимаются разработкой перспективных технологий, производством промышленной продукции, способной заменить зарубежные аналоги. Благодаря займам на сумму 6,6 млрд руб., выданным ФРП, поддержано 30 проектов, направленных на развитие производства продукции из дерева[13];

 — «Промышленная ипотека»[14], предусматривающая льготное кредитование промышленных предприятий на цели приобретения, строительства, модернизации или реконструкции производственных площадей;

 — субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в обрабатывающем производстве и строительстве, могут привлечь льготный кредит на инвестиционные или оборотные цели[15].

Реализуются различные мероприятия, направленные на развитие индивидуального жилищного строительства с использованием домокомплектов:

 — реализуется программа по субсидированию скидок на покупку деревянных домокомплектов[16], которая предусматривает возмещение производителям предоставленной покупателям (только физическим лицам) скидки до 10% от стоимости домокомплекта на основании проведенного квалификационного отбора. Максимальная стоимость домокомплекта составляет 3,5 млн руб.;

условия всех ипотечных программ распространены на цели приобретения (создания) объектов ИЖС[17] (без указания зависимости от материалов, используемых при их строительстве);

внесены изменения в условия реализации льготной ипотечной программы «Сельская ипотека» в части включения дополнительной цели кредитования – на строительство индивидуального жилого дома своими силами при условии использования приобретенного за счет средств кредита (займа) готового домокомплекта[18] (в том числе деревянного);

предусмотрена возможность расходования федеральных средств на строительство индивидуальных жилых домов в рамках осуществления мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда[19]. Приказом Минстроя России[20] утверждена методика отбора проектов индивидуальных жилых домов для реализации мероприятий по переселению. В указанном отборе вправе участвовать проекты индивидуальных жилых домов с использованием деревянных домокомплектов. Кроме того, Минстроем России в рамках осуществления мероприятий по переселению рекомендовано регионам также осуществлять строительство многоквартирных домов с использованием домокомплектов высокой степени заводской готовности на основе деревянного каркаса, массивных деревянных панелей и (или) клееных конструкций[21].

В настоящее время акционерным обществом «ДОМ.РФ» запланирована реализация 11 проектов комплексного развития территорий[22] в шести регионах (Республика Башкортостан, Алтайский край, Волгоградская, Иркутская, Московская и Ульяновская области), в рамках которых планируется рекомендовать применение деревянного домостроения в требованиях к участникам аукционов[23].

Особое внимание поддержке жилищного строительства с использованием отечественной продукции лесной промышленности уделялось в рамках совещания Президента Российской Федерации В.В. Путина 22 марта 2023 года по вопросам развития лесопромышленного комплекса. В частности, рассматривался вариант выдачи гражданам сертификата на получение определенного объема леса, из которого на конкретном предприятии должен быть изготовлен индивидуальный жилой дом[24].

Несмотря на принимаемые меры поддержки, направленные на стимулирование развития деревянного домостроения в стране, участниками «круглого стола» отмечается ряд существенных проблем, затрудняющих широкое применение деревянных конструкций в строительстве зданий.

В частности:

 — отсутствие полноценной нормативной базы для обеспечения пожарной, механической и сейсмической безопасности объектов из деревянных конструкций в сегменте многоэтажного строительства, недостаточность изучения данных вопросов;

 — высокая стоимость деревянных домокомплектов по сравнению с домами, возведенными хозяйственным способом. По данным Ассоциации деревянного домостроения, стоимость квадратного метра готового жилья из клееного бруса составляет более 115 тыс. рублей, что на 18,7% превышает среднюю рыночную стоимость квадратного метра жилья[25];

 — высокие логистические затраты (межрегиональные и внутрирегиональные) как на перевозку заготовленной древесины от мест заготовки до лесоперерабатывающих предприятий, так и на транспортировку строительных материалов из дерева и готовых домокомплектов до потребителей (ввиду отдаленности отдельных регионов и отсутствия соответствующих производств);

 — зависимость от импортного оборудования для производства деревянных конструкций. Основные проблемы с иностранным оборудованием – сложное техническое обслуживание, трудная логистика; с российским оборудованием – низкое или нестабильное качество, быстрый износ;

 — отсутствие банковских льготных программ кредитования малоэтажного жилищного строительства с применением деревянных домов заводского изготовления (в том числе индустриальным способом);

 — низкие темпы выдачи ипотеки на строительство (приобретение) индивидуального жилья (невысокая заинтересованность банков в связи с отсутствием рынка стандартизированных и ликвидных частных домов);

 — отсутствие единых типовых проектов с использованием деревянных конструкций (утвержденных на федеральном уровне) на все виды зданий по их назначению;

 — невостребованность такой меры поддержки, как предоставление субсидий из федерального бюджета производителям деревянных домокомплектов на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением скидки физическим лицам на покупку таких деревянных домокомплектов[26], ввиду высоких требований к производителям деревянных домокомплектов;

 — недостаточный опыт субъектов Российской Федерации по применению деревянных несущих конструкций при реализации проектов комплексного развития территорий, региональных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и других проектах по строительству жилых домов и объектов социально-культурного назначения;

 — отсутствие системного подхода муниципальных образований к формированию земельных участков для комплексного развития территорий в целях индивидуального жилищного строительства индустриальным способом, предполагающего синхронизацию документов территориального планирования, градостроительного зонирования и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций в целях обеспечения земельных участков инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой;

 — сложные природные и климатические особенности отдельных регионов, осложняющие применение деревянных конструкций в строительстве объектов;

 — недостаточная информированность строителей и конечных потребителей о перспективных технологиях в деревянном домостроении.

Принимая во внимание актуальность поднятых в ходе мероприятия проблем, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации уделить приоритетное внимание проектам федеральных законов:

№ 155842–8 «О жилых комплексах, об управлении имуществом общего пользования в жилых комплексах» (в части регулирования отношений, касающихся имущества общего пользования в комплексе индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой)[27];

№ 471420–8 «О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу»[28];

№ 471417–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу“[29].

2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о частичном субсидировании затрат отечественных производителей деревянных домокомплектов, производителей строительных материалов и конструкций из древесины с целью снижения конечной стоимости продукции;

о компенсации отечественным производителям деревянных домокомплектов, строительных материалов из древесины и иных деревянных конструкций части логистических затрат на перевозку заготовленной древесины от мест заготовки до лесоперерабатывающих предприятий, а также на транспортировку готовых домокомплектов до потребителей;

о возможности предоставления субсидий на строительство инженерной инфраструктуры при реализации проектов малоэтажной жилой застройки индустриальным способом с применением деревянных домокомплектов в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (программа «Стимул») федерального проекта «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда»;

о возможности корректировки Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям деревянных домокомплектов на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением скидки физическим лицам на покупку таких деревянных домокомплектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2022 года № 2093, в части увеличения субсидируемого размера скидки, увеличения предельной стоимости деревянного домокомплекта, упрощения требований к производителям деревянных домокомплектов;

об установлении отечественным производителям деревянных домокомплектов, строительных материалов и конструкций из древесины налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость;

об установлении пониженных тарифов страховых взносов для предприятий — производителей деревянных домокомплектов, строительных материалов из древесины и иных деревянных конструкций.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:

продолжить работу по разработке и актуализации нормативно-технической документации, направленной на обеспечение пожарной, механической и сейсмической безопасности зданий и сооружений из деревянных строительных конструкций;

подготовить предложения:

 — о расширении мер государственной поддержки отечественных производителей деревянных домокомплектов, строительных материалов из древесины и иных деревянных конструкций с целью снижения конечной стоимости их продукции до конкурентоспособного уровня в сравнении с другими широко применяемыми материалами в строительстве зданий;

 — о возможности запуска специальной льготной ипотеки на приобретение деревянных домов заводского изготовления.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с акционерным обществом «ДОМ.РФ» рассмотреть вопросы:

о поддержке застройщиков, осуществляющих реализацию проектов комплексного развития территорий с применением несущих деревянных конструкций при строительстве жилых домов и социальных объектов;

о создании реестра типовых проектов жилых и административных зданий с использованием деревянных несущих строительных конструкций;

о разработке банковских программ ипотечного кредитования малоэтажного строительства с применением мер государственной поддержки для объектов, строящихся гражданами хозяйственным способом, а также строящихся застройщиками, в том числе индустриальным способом.

5. Акционерному обществу «ДОМ.РФ»:

рассмотреть вопрос о расширении возможности использования деревянных домокомплектов в ипотечных программах на строительство (приобретение) индивидуальных жилых домов;

рассмотреть вопрос об обеспечении широкого информирования застройщиков о передовых технологиях в строительстве деревянных домов, о возможности использования в архитектурно-строительной практике в качестве типовых проектов, которые стали победителями открытого Всероссийского конкурса на разработку типовых проектов жилых домов и социально-культурных объектов с использованием деревянных несущих строительных конструкций;

рекомендовать участникам аукционов по реализации проектов комплексного развития территорий применение деревянного домостроения;

рассмотреть возможность подготовки методики оценки усреднённой стоимости возводимых деревянных индивидуальных жилых домов (с учётом типовых технологических решений) как инструмента взаимодействия заказчиков и строительных организаций с банковскими и страховыми учреждениями (институт залоговой оценки).

6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» рассмотреть вопрос о подготовке дополнительных мер, направленных на увеличение объемов применения домов высокой степени заводской готовности на основе деревянного каркаса, массивных деревянных панелей и (или) клееных конструкций в рамках реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также об осуществлении мониторинга такого строительства.

7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о разработке дополнительных региональных мер поддержки отечественных производителей деревянных домокомплектов, строительных материалов из древесины и иных деревянных конструкций;

о расширении применения деревянного домостроения при строительстве многоквартирных малоэтажных жилых домов, а также объектов социальной инфраструктуры с использованием проектно-сметной документации проектов – победителей открытого всероссийского конкурса на разработку типовых проектов жилых домов и социально-культурных объектов из деревянных несущих строительных конструкций[30];

о широком применении комплектов домов высокой степени заводской готовности на основе деревянного каркаса, массивных деревянных панелей и (или) клееных конструкций для возведения жилых зданий в рамках реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

о возможности использования механизма выдачи сертификатов отдельным категориям граждан на получение отечественных деревянных домокомплектов заводского изготовления;

о формировании единого банка данных свободных земельных участков в целях их дальнейшего предоставления для индивидуального жилищного строительства индустриальным способом, а также создании института регионального оператора, координирующего такое строительство;

о формировании региональных программ развития индивидуального жилищного строительства, в том числе индустриальным способом, содержащих мероприятия по формированию зон застройки, синхронизации инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций с документами территориального планирования;

о возможности предоставления гражданам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в местностях, где отсутствует газоснабжение, субсидии на компенсацию части затрат на приобретение и установку отопительных котлов, использующих в качестве топлива биотопливо (пеллет, опилки).

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с Ассоциацией «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей „Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство“ (НОСТРОЙ) осуществлять работу по информированию производителей деревянных строительных материалов, конструкций и домокомплектов о возможности внесения производимой ими строительной продукции в Каталог импортозамещающих строительных материалов и оборудования, реестр добросовестных производителей и поставщиков строительной продукции.



[1] Согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года № 312-р, а также согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций.

[2] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года № 312-р.

[3] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р.

[4] Согласно данным Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э. Файзуллина, доложенным в ходе совещания у Президента России по вопросам развития лесопромышленной отрасли 10 февраля 2023 года.

[5] Согласно информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, поступившей к данному «круглому столу» 22 сентября 2023 года, входящий номер 42322.

[6] СП «Здания из деревянных срубных конструкций. Правила проектирования и строительства». СП 64.1.3330.2017 «СНиП П-25–80 Деревянные конструкции».

[7] СП 451.1325800.2019 «Здания общественные с применением деревянных конструкций. Правила проектирования»; СП 452.1325800.2019 «Здания жилые многоквартирные с применением деревянных конструкций. Правила проектирования»; СП 515.1325800.2022 «Здания из клееного деревянного бруса. Правила

проектирования и строительства»; СП 516.1325800.2022 «Здания из деревянных срубных конструкций. Правила

проектирования и строительства».

[8] От 16 июня 2022 года № 13-П/08.

[9] Согласно информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, поступившей к данному «круглому столу» 22 сентября 2023 года, входящий номер 42322.

[10] Согласно информации, поступившей к данному «круглому столу» от общества с ограниченной ответственностью «Центр развития Байкальского региона» ВЭБ.Байкал.Центр, от 25 сентября 2023 года входящий номер 402706.

[11] По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации насчитывается более 200 производителей домов заводского изготовления в 53 субъектах Российской Федерации.

[12] Согласно информации, представленной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации к данному «круглому столу» от 30 августа 2023 года (входящий номер 39242).

[13] Согласно информации, представленной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации к данному «круглому столу» от 30 августа 2023 года (входящий номер 39242).

[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 года № 1570. Условия: объем льготного кредита – до 500 млн рублей, срок – до 7 лет, процентная ставка – 3 % годовых для технологических компаний и 5% годовых для иных предприятий.

[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 года № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 – 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим „Налог на профессиональный доход“, по льготной ставке».

[16] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2022 года № 2093 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям деревянных домокомплектов на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением скидки физическим лицам на покупку таких деревянных домокомплектов».

[17] Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2022 года № 993 «О внесении изменений в Правила возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 – 2022 годах».

[18] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2023 года № 1055 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[19] Пункт 1 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и пункт 2 части 6 статьи 136 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании „Фонд развития территорий“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[20] Приказ Минстроя России от 2 августа 2022 г. № 633/пр «Об утверждении методики отбора проектов индивидуальных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

[21] Приказ Минстроя России от 27 апреля 2023 года № 311/пр «О внесении изменений в методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года № 817/пр».

[22] Площадью 1,171 тыс. гектаров с градостроительным потенциалом 1,456 млн кв. метров.

[23] По информации акционерного общества «ДОМ.РФ», поступившей к данному «круглому столу» 21 сентября 2023 года (входящий номер 42130).

[24] По итогам данного совещания Президент России поручил Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить предложения об обеспечении граждан древесиной для строительства индивидуальных домов посредством применения сертификатов на получение отечественных деревянных домокомплектов заводского изготовления (Пр-562, п. 8б, срок исполнения — до 1 июня 2023 года).

[25] По информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, поступившей к данному «круглому столу» 15 сентября 2023 года (входящий номер 41374). Средняя стоимость 1 кв. м. жилья составляет 93,5 тыс. рублей на 2 полугодие 2023 года (утверждена приказом Минстроя России от 19 июня 2023 года № 422/пр на 2 полугодие 2023 года).

[26] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2022 года № 2093 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям деревянных домокомплектов на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением скидки физическим лицам на покупку таких деревянных домокомплектов».

[27] Внесен Правительством Российской Федерации 1 июля 2022 года. Принят Государственной Думой в 1 чтении 19 октября 2022 года.

[28] Внесен Правительством Российской Федерации 28 октября 2023 года. Не рассматривался Государственной Думой в 1 чтении.

[29] Внесен Правительством Российской Федерации 28 октября 2023 года. Не рассматривался Государственной Думой в 1 чтении.

[30] Размещены в разделе «Городская среда» на официальном сайте акционерного общества «ДОМ.РФ».