«Круглые столы»

«Вопросы законодательного обеспечения повышения качества социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 320 от 20 ноября 2023 года)

 

Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, федеральных министерств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее – субъекты ДФО), публично-правовой компании «Фонд развития территорий», акционерного общества «ДОМ.РФ», акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», общественных организаций и бизнес-сообщества проведен «круглый стол» на тему «Вопросы законодательного обеспечения повышения качества социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке».

Участники «круглого стола» отмечают следующее.

С 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина на Дальнем Востоке началась масштабная модернизация социальной инфраструктуры, в том числе в рамках планов социального развития центров экономического роста.

На их реализацию в государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» предусмотрены средства федерального бюджета в размере 148,6 млрд рублей на 2018–2023 годы[1].

С целью создания и развития социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке запущен целый ряд специальных механизмов.

Во‑первых, предоставляется единая субсидия на реализацию планов социального развития центров экономического роста субъектов ДФО (далее – единая субсидия).

За период 2018–2022 годы построено и отреставрировано почти 1600 объектов в 171 населенном пункте Дальнего Востока[2].

Планами предусмотрено строительство (реконструкция) до 2027 года 829 объектов, капитальный ремонт 1177 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, благоустройство 2336 общественных территорий (в том числе по программе «1000 дворов» – 1840 объектов), приобретение оборудования для 1155 социальных учреждений, 590 единиц специализированного транспорта, 448 квартир для сотрудников социальных учреждений, 109 мобильных кочевых дома, 1 завод по переработке шкур. Разработана проектная документация по 89 объектам[3].

На 2024–2026 годы предусмотрено выделение дополнительно 90,0 млрд рублей средств федерального бюджета на модернизацию инфраструктуры субъектов ДФО.

Во‑вторых, начата реализация масштабного инфраструктурного проекта, который направлен на изменение облика городов Дальнего Востока. Для этого разработаны и одобрены Президентом мастер-планы развития всех столиц субъектов ДФО, городов с численностью населения свыше 50 тыс. человек, также городов Тында и Северобайкальск.

В‑третьих, в 2023 году начал работу механизм предоставления специальных казначейских кредитов как продолжение уже действующей программы инфраструктурных бюджетных кредитов в рамках социально-экономической инициативы Правительства Российской Федерации «Инфраструктурное меню».

В частности, Хабаровскому краю одобрено выделение порядка 5,8 млрд рублей. Средства будут, в частности, направлены на строительство детского технопарка «Эвристика», спортивного центра, реконструкцию стадиона. Республике Саха (Якутия) направят 3,3 млрд рублей.

В‑четвертых, эффективным инструментом для развития социальной инфраструктуры в условиях сложившейся застройки и иных сложившихся градостроительных условиях является механизм комплексного развития территорий (далее – КРТ).

Одна из целей КРТ – создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий, повышения территориальной доступности таких инфраструктур, в том числе за счет внебюджетных источников финансирования.

Действует ряд мер поддержки реализации проектов КРТ, в том числе инструменты, предусмотренные федеральным проектом «Инфраструктурное меню»; соглашение о защите и поощрении капиталовложений; федеральные проекты Минстроя России, федеральная адресная инвестиционная программа, региональные меры поддержки; государственно-частное партнерство.

Наиболее развитой формой государственно-частного партнерства является концессионное соглашение.

Поэтому в 2022 году запущен также новый тип инвестиционной сделки «Дальневосточная концессия» – частные инвестиции в строительство социальных объектов с привлечением бюджетных средств. В настоящее время уже реализуются 26 проектов в социальной сфере с привлечением частного капитала на условиях концессии.

Несмотря на предпринимаемые государством меры по увеличению объема софинансирования проектов строительства, реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры, участниками «круглого стола» отмечается ряд существенных проблем, затрудняющих реализацию данных мероприятий:

1) существенные затраты на обеспечение земельных участков необходимой инфраструктурой;

2) низкий инвестиционный потенциал проектов комплексного развития территорий за счет высоких затрат на снос, изъятие, оснащение инфраструктурой, благоустройство территории и в то же время отсутствие мер поддержки данного механизма из федерального бюджета;

3) рост цен на стройматериалы и оборудование в связи с недостаточной развитостью собственного производства, рост затрат и времени на их доставку и, как следствие, необходимость пересчета сметной стоимости объектов в рамках действующих государственных (муниципальных) контрактов;

4) завышенные требования банков при кредитовании индивидуального жилищного строительства;

5) нехватка квалифицированных рабочих и инженерных кадров, проектных организаций и, как следствие, низкое качество разработки проектной документации, необходимость перепроектирования объекта в ходе его строительства;

6) высокая стоимость одного квадратного метра жилья, обусловленная особенностями транспортной логистики и влиянием климатических факторов на доставку груза;

7) распространение льготных ипотечных программ (»Дальневосточная ипотека» и другие) лишь на небольшой круг платежеспособного населения;

8) длительность проведения конкурентных процедур и заключения контрактов в связи с неоднократно несостоявшимися конкурентными процедурами.

Обозначенные проблемы носят системный характер, и, как следствие, ведут не только к затягиванию сроков строительства и неисполнению сроков сдачи объектов капитального строительства, но и к его удорожанию, что, по мнению участников «круглого стола» приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и оказывает негативное влияние на развитие экономики субъектов ДФО.

Принимая во внимание актуальность поднятых в ходе мероприятия проблем, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

1) о целесообразности установления возможности изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства объектов социальной инфраструктуры;

2) о разработке дополнительных мер поддержки застройщиков в целях обеспечения ими строительства объектов социальной инфраструктуры на территории Дальневосточного федерального округа;

3) о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на применение механизма инфраструктурных облигаций на территории Дальневосточного федерального округа;

4) распространения действия постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», принятого в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, на контракты заключенные после 31 декабря 2022 года, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства;

5) о продлении до 31 декабря 2024 года срока действия нормы, предусматривающей возможность установления решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации иных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определения порядка осуществления закупок в таких случаях (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

6) об увеличении объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года;

7) о подготовке и внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8) о закреплении в Методике отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, утвержденной президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (протокол от 15 июля 2021 года № 30), подходов к определению количества новых рабочих мест.

2. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:

1) при определении порядка предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в целях софинансирования расходных обязательств указанных субъектов Российской Федерации по обеспечению отдельных категорий граждан арендным жильем, рассмотреть вопрос об установлении права на приоритетное предоставление арендного жилья по субсидируемой ставке гражданам, прибывающим (переезжающим) в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, для работы на предприятиях резидентов территорий опережающего развития, создающих более 1 тысячи новых (высокопроизводительных) рабочих мест;

2) дополнить План мероприятий по реализации Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 года № 978-р, следующими мероприятиями на 2023–2024 годы:

— разработка типового проекта мобильной (модульной) социальной инфраструктуры на маршрутах кочевий оленеводческих бригад в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

— разработка типового проекта объекта стационарной модульной социальной инфраструктуры на производственных, перерабатывающих и промысловых участках в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке порядка взаимодействия застройщика с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по созданию и передаче безвозмездно построенного застройщиком объекта социальной инфраструктуры в собственность субъекта Российской Федерации, муниципального образования, включая определение сроков приема объекта социальной инфраструктуры в собственность субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос об определении правовых механизмов, обеспечивающих возможность строительства объектов инфраструктуры, в том числе социальной, с использованием механизмов государственного (муниципального) частного партнерства, концессий в рамках реализации решений о комплексном развитии территорий.

5. Министерству здравоохранения Российской Федерации рассмотреть возможность включения в проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи подушевых нормативов финансирования оказания выездной медицинской помощи в малочисленных, труднодоступных населенных пунктах, расположенных в Дальневосточном федеральном округе.

6. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть возможность изменения условий реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография», в части включения в его состав мероприятий по строительству психоневрологических интернатов, необходимых для сбалансированного стационарного обслуживания граждан старшего поколения, страдающих хроническими психическими заболеваниями.

7. Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть вопросы:

1) об учете расходов на благоустройство территории, прилегающей к объектам капитального строительства, подключение к инженерным сетям, на закупку и установку оборудования, мебели, компьютерной и оргтехники, расходы которых предусмотрены в проектной документации объектов капитального строительства при распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сети учреждений культурно-досугового типа (приложение № 23 к государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317);

2) о продлении программ по строительству зданий общеобразовательных организаций и включении дополнительных учреждений в федеральный проект «Культурная среда» национального проекта «Культура» с целью приведения библиотечного фонда к модельному стандарту в субъектах Дальневосточного федерального округа за счет средств федерального бюджета.

8. Министерству просвещения Российской Федерации рассмотреть вопрос о дополнении государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642, мероприятиями, предусматривающими софинансирование из федерального бюджета строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

9. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть вопрос о финансовом обеспечении затрат операторов сотовой связи на расширение спутниковых каналов связи, используемых для предоставления мобильного доступа к сети Интернет, в населенных пунктах, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, с численностью населения от 200 человек, путем предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, субсидии на указанные цели.

10. Министерству спорта Российской Федерации рассмотреть предложение о возможности оказания целевой финансовой помощи субъектам Дальневосточного федерального округа с низким уровнем бюджетной обеспеченности, направленной на возмещение расходов, связанных с содержанием вновь создаваемых объектов спортивной инфраструктуры.

11. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, органам местного самоуправления рассмотреть возможность:

1) использования механизма инфраструктурных облигаций федерального проекта «Инфраструктурное меню» в целях финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры, в том числе в рамках реализации решений о комплексном развитии территории;

2) оптимизации требований к размещению и обеспечению объектов социальной инфраструктуры в соответствующих градостроительных региональных и муниципальных нормативах;

3) использования платформы для подготовки проектов и привлечения инвестиций в инфраструктуру «Росинфра» в целях повышения качества и сокращения сроков подготовки проектов государственного (муниципального) частного партнерства для создания объектов социальной инфраструктуры.

 



[1] Информация Минвостокразвития России, поступившая в Комитет в рамках подготовки «круглого стола» (письмо от 18 октября 2023 года № 46969).

[2] Информационно–аналитический материал Аналитического управления Аппарата Совета Федерации.

[3] Информация Минвостокразвития России, поступившая в Комитет в рамках подготовки «круглого стола» (письмо от 18 октября 2023 года № 46969).