Программа
проведения «круглого
стола»
Регистрация участников и установление видео-конференц-связи с участниками Открытие «круглого стола». Вступительное слово |
СВЯТЕНКО Инна Юрьевна |
заместитель Председателя Совета Федерации Выступления |
КОНСТАНТИНОВ Владимир Андреевич |
Председатель Государственного Совета Республики Крым |
ПЕТРОВ Юрий Александрович МИХЕЕВ Игорь Анатольевич |
Заместитель Губернатора города Севастополя |
ГУМЕРОВА Лилия Салаватовна |
КАРПОВ Сергей Павлович |
КОВИТИДИ Ольга Федоровна |
ПРЕПОДОБНАЯ Надежда Александровна |
ЗАГРЕБИН Алексей Егорович |
Выступления с мест |
Подведение итогов «круглого стола» СВЯТЕНКО Инна Юрьевна |
Рекомендации
В день 10-летия воссоединения Крыма с Россией 18 марта 2024 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел «круглый стол» на тему «Геополитическое и цивилизационное значение Крыма и сопредельных земель в истории России» с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, научных и образовательных организаций, общественных объединений, экспертов.
Участники «круглого стола», обсудив широкий круг вопросов, связанных с геополитическим и цивилизационным значением Крыма и сопредельных земель, входивших в состав Российского государства, в формировании и развитии Российского государства, отметили следующее.
Заключение 18 марта 2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов на основе свободного волеизъявления народа Республики Крым о воссоединении с Россией, выраженного на общекрымском референдуме, стало грандиозным событием, открывшим новую страницу российской истории на пути возрождения России как великого государства-цивилизации.
Фундаментальное цивилизационное значение Крыма для истории, настоящего и будущего России обусловлено многовековыми неразрывными историческими связями Крыма с Российским государством, включая исторический факт зарождения русского православия на территории Крыма (»колыбель русского православия»), где в 988 году в древнем Херсонесе принял крещение святой равноапостольный Великий князь Владимир — Креститель Руси. Его обращение к православию предопределило формирование общей культурной, ценностной, цивилизационной основы, которая объединяет народы России, Белоруссии и Украины, лежит в основе системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В Крыму находятся святые для многих поколений наших граждан места, свидетельствующие о русской воинской славе и доблести (Севастополь, Балаклава и Керчь, Малахов курган и Сапун-гора и другие места).
В истории и культуре российского Крыма воплотилось важнейшее свойство политики Российского государства по отношению ко всем народам, вошедшим в его состав: содействие сохранению самобытных культур и традиций разных народов, благодаря которому в течение веков в России не исчез ни один этнос.
Геополитическое значение Крыма и сопредельных земель для Российского государства связано с их уникальным расположением, позволяющим обеспечивать баланс сил в Черноморском макрорегионе, на южных рубежах России, способствуя международной безопасности и национальной безопасности России, создавая условия для мирного поступательного развития государств этого макрорегиона.
Россия с учетом её решающего вклада в победу во Второй мировой войне, а также деятельной роли в создании современной системы международных отношений и ликвидации мировой системы колониализма выступает в качестве одного из суверенных центров мирового развития и выполняет исторически сложившуюся уникальную миссию по поддержанию глобального баланса сил и выстраиванию многополярной международной системы, обеспечению условий для мирного, поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки дня[1].
Воссоединение в 2014 году Крыма и Севастополя с Россией обеспечило мирную жизнь их жителям, защиту их прав и свобод, сохранение национально-культурной идентичности всех проживающих там народов, способствовало развитию в едином геополитическом и культурном пространстве всесторонних связей с другими регионами России.
Крымский референдум 16 марта 2014 года стал логическим продолжением истории российского Крыма, начало которой было положено Высочайшим Манифестом императрицы Екатерины II о принятии Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи[2]. Итоги референдума свидетельствуют, что абсолютное большинство жителей Крыма поддержали воссоединение Крыма с Россией[3]. Состоявшееся 18 марта 2014 года подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым, городом Севастополем о принятии в Российскую Федерацию восстановило историческую справедливость, позволило сохранить мир и социальную стабильность на территории полуострова.
По мнению участников «круглого стола» в настоящее время имеются следующие проблемы и задачи в контексте обсуждаемой темы, требующие решения:
— повышение эффективности патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— организация на системной основе подготовки кадров, разработка эффективных инструментов реализации государственной политики Российской Федерации в области противодействия угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности государств, осуществления в глобальном информационном пространстве иных действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности);
— выработки дополнительных эффективных мер по обеспечению интересов национальной безопасности в сферах науки, образования, культуры, молодежной политики, направленных на укрепление гражданского единства, противодействие распространению деструктивной идеологии, в том числе попыткам использования исторических и иных гуманитарных вопросов в целях провоцирования межнациональных конфликтов, разрушения Российского государства;
— поддержка деятельности общественных объединений и образовательных организаций в Республике Крым, городе федерального значения Севастополе, Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях, направленной на противодействие попыткам фальсификации новейшей истории России, включая историю народов России, принижения исторического вклада народов России и СССР в победу над фашистской Германией во Второй мировой войне, а также разъяснение, прежде всего в молодежной аудитории, причин, предпосылок и целей специальной военной операции, о политической, военной, социальной и культурной ситуации в России, а также о исторической связи с ней Крыма и воссоединенных с Россией в 2022 году регионов.
Подчеркивая фундаментальное цивилизационное, культурное, геополитическое значение Крыма и сопредельных земель для истории, настоящего и будущего Российского государства, принимая во внимание современные вызовы и угрозы его развитию, в целях укрепления гражданского единства, сохранения исторической памяти, защиты исторической правды, содействия защите суверенитета и независимости России, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами с учетом позиции Российской академии наук рассмотреть вопрос об активизации распространения в России и за рубежом правдивой информации об истории Крыма и сопредельных регионов, включая историю их принятия в состав Российской империи, о причинах, предпосылках и целях специальной военной операции, а также о роли и месте России в мировой истории и формировании справедливого миропорядка, о решающем вкладе Советского Союза в победу над нацистской Германией и в создание ООН, о его масштабном содействии в деколонизации и становлении государственности народов Африки, Азии и Латинской Америки, о причинах и целях специальной военной операции[4].
2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с привлечением Российской академии наук и других подведомственных научных и иных организаций рассмотреть вопросы:
1) о дополнительных мерах по поддержке научных исследований в области общественных наук в целях выработки методологического и методического обеспечения защиты исторической правды и противодействию попыткам фальсификации истории, решения задачи по денацификации освобожденных территорий и территорий, сопредельных с территорией Российской Федерации;
2) об актуализации планов научно-просветительской работы, в том числе программ популяризации исторической науки и исторического наследия России, предусмотрев, в частности включение мероприятий по ознакомлению с историей Крыма и сопредельных земель и их геополитическом и цивилизационном значением для развития России, а также по противодействию фальсификации истории России, по разъяснению причин, предпосылок и целей специальной военной операции;
3) о проведении мероприятий с участием представителей федеральных органов власти, представителей системы образования, научного сообщества, институтов гражданского общества на тему противодействия фальсификации истории России в современных условиях;
4) о разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и методических рекомендаций, направленных на совершенствование системы образования в Российской Федерации, распространения гуманитарных знаний и практики по проведению просветительской работы среди детей и молодёжи по актуальным вопросам истории России, включая историю принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской Империи, историю возвращения Крыма и других регионов в состав Российской Федерации в 2014 – 2022 годах, а также о цивилизационном и геополитическом значении Крыма и сопредельных земель для истории, настоящего и будущего России;
5) о разработке для научных организаций и образовательных организаций высшего образования государственного задания на проведение фундаментальных и научно-прикладных исследований по темам, связанным с изучением вопросов обеспечения гражданского единства, состояния межнациональных отношений, социального самочувствия граждан в Крыму и в сопредельных регионах;
6) о подготовке издания по истории Крыма и воссоединенных регионов России для учителей.
3. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по делам национальностей, Российской академией наук рассмотреть вопросы:
1) о разработке комплекса мер по совершенствованию содержания вещания общероссийских теле- и радиовещательных организаций, а также контента сетевых изданий в части увеличения доли производства и распространения информационной продукции, направленной на сохранение исторической памяти, защиту исторической правды, а также на защиту, укрепление и продвижение традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей, на охрану и сохранение природного наследия, культурного материального и духовного наследия, развитие языков народов Российской Федерации;
2) о разработке методических рекомендаций для общероссийских теле- и радиовещательных организаций и сетевых изданий интернет-СМИ по производству информационной продукции, направленной на сохранение исторической памяти, защиту исторической правды, а также на защиту, укрепление и продвижение традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей, включая информационно-справочные материалы по наиболее актуальным и сложным вопросам новейшей истории России, актуальным вопросам противодействия фальсификации истории России, защиты, укрепления и продвижения традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей.
4. Министерству культуры Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом позиции Российской академии наук рассмотреть вопрос об интенсификации на территориях Республики Крым, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и города федерального значения Севастополя деятельности, направленной на включение в перечень исторических поселений федерального значения населенных пунктов, имеющих особое значение для истории и культуры народов Российской Федерации.
5. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации с учётом позиции Федерального агентства по делам национальностей рассмотреть вопросы о дополнительных мерах по содействию производству художественных фильмов на исторические темы для детей и юношества, способствующих сохранению исторической памяти и формированию патриотизма.
6. Общественной палате Российской Федерации во взаимодействии с общественными палатами субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос об активизации просветительской работы с участием представителей общественных объединений и других институтов гражданского общества, а также учащихся образовательных организаций начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также высшего образования, направленной на укрепление гражданского единства, патриотическое воспитание детей и молодежи, противодействие фальсификации истории Второй мировой войны, разъяснение причин и предпосылок и целей проведения специальной военной операции.
7. Органам государственной власти Республики Крым проработать с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Российской академией наук вопрос о возможности создания в Республике Крым федерального научного центра социально-гуманитарных исследований.
8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о дополнительных мерах поддержки деятельности некоммерческих организаций, реализующих образовательные, просветительские, молодежные и иные проекты, направленные на сохранение исторической памяти, защиту исторической правды, патриотическое воспитание детей и молодёжи.
[1] Пункт 5 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 229.
[2] Точное наименование Манифеста: «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую Державу» от 8 апреля (19 апреля – по новому стилю) 1783 года.
[3] Так, в Республике Крым 96,77% проголосовало за воссоединение Республики Крым с Россией на правах субъекта Российской Федерации, в городе Севастополе — 95,6%. При этом явка превысила 83%.
[4] Подпункт 1 пункта 44 Концепции внешней политики Российской Федерации.