«Круглые столы»

«Геополитическое и цивилизационное значение Крыма и сопредельных земель в истории России»

Программа проведения «круглого стола»

Регистрация участников и установление видео-конференц-связи с участниками

 Открытие «круглого стола». Вступительное слово

 СВЯТЕНКО Инна Юрьевна

заместитель Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации

 Выступления

 КОНСТАНТИНОВ Владимир Андреевич

Председатель Государственного Совета Республики Крым
(по ВКС)

ПЕТРОВ Юрий Александрович
директор Института российской истории Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор

 МИХЕЕВ Игорь Анатольевич

Заместитель Губернатора города Севастополя
(по ВКС)

ГУМЕРОВА Лилия Салаватовна
председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

КАРПОВ Сергей Павлович
президент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор

КОВИТИДИ Ольга Федоровна
член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Крым

ПРЕПОДОБНАЯ Надежда Александровна
статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации

ЗАГРЕБИН Алексей Егорович
исполняющий обязанности директора Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор Российской академии наук

Выступления с мест
(краткие выступления, обсуждение, обмен мнениями)


Подведение итогов «круглого стола»

СВЯТЕНКО Инна Юрьевна
заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

 

 

Рекомендации

В день 10-летия воссоединения Крыма с Россией 18 марта 2024 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел «круглый стол» на тему «Геополитическое и цивилизационное значение Крыма и сопредельных земель в истории России» с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, научных и образовательных организаций, общественных объединений, экспертов.

Участники «круглого стола», обсудив широкий круг вопросов, связанных с геополитическим и цивилизационным значением Крыма и сопредельных земель, входивших в состав Российского государства, в формировании и развитии Российского государства, отметили следующее.

Заключение 18 марта 2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов на основе свободного волеизъявления народа Республики Крым о воссоединении с Россией, выраженного на общекрымском референдуме, стало грандиозным событием, открывшим новую страницу российской истории на пути возрождения России как великого государства-цивилизации.

Фундаментальное цивилизационное значение Крыма для истории, настоящего и будущего России обусловлено многовековыми неразрывными историческими связями Крыма с Российским государством, включая исторический факт зарождения русского православия на территории Крыма (»колыбель русского православия»), где в 988 году в древнем Херсонесе принял крещение святой равноапостольный Великий князь Владимир — Креститель Руси. Его обращение к православию предопределило формирование общей культурной, ценностной, цивилизационной основы, которая объединяет народы России, Белоруссии и Украины, лежит в основе системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В Крыму находятся святые для многих поколений наших граждан места, свидетельствующие о русской воинской славе и доблести (Севастополь, Балаклава и Керчь, Малахов курган и Сапун-гора и другие места).

В истории и культуре российского Крыма воплотилось важнейшее свойство политики Российского государства по отношению ко всем народам, вошедшим в его состав: содействие сохранению самобытных культур и традиций разных народов, благодаря которому в течение веков в России не исчез ни один этнос.

Геополитическое значение Крыма и сопредельных земель для Российского государства связано с их уникальным расположением, позволяющим обеспечивать баланс сил в Черноморском макрорегионе, на южных рубежах России, способствуя международной безопасности и национальной безопасности России, создавая условия для мирного поступательного развития государств этого макрорегиона.

Россия с учетом её решающего вклада в победу во Второй мировой войне, а также деятельной роли в создании современной системы международных отношений и ликвидации мировой системы колониализма выступает в качестве одного из суверенных центров мирового развития и выполняет исторически сложившуюся уникальную миссию по поддержанию глобального баланса сил и выстраиванию многополярной международной системы, обеспечению условий для мирного, поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки дня[1].

Воссоединение в 2014 году Крыма и Севастополя с Россией обеспечило мирную жизнь их жителям, защиту их прав и свобод, сохранение национально-культурной идентичности всех проживающих там народов, способствовало развитию в едином геополитическом и культурном пространстве всесторонних связей с другими регионами России.

Крымский референдум 16 марта 2014 года стал логическим продолжением истории российского Крыма, начало которой было положено Высочайшим Манифестом императрицы Екатерины II о принятии Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи[2]. Итоги референдума свидетельствуют, что абсолютное большинство жителей Крыма поддержали воссоединение Крыма с Россией[3]. Состоявшееся 18 марта 2014 года подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым, городом Севастополем о принятии в Российскую Федерацию восстановило историческую справедливость, позволило сохранить мир и социальную стабильность на территории полуострова.

По мнению участников «круглого стола» в настоящее время имеются следующие проблемы и задачи в контексте обсуждаемой темы, требующие решения:

— повышение эффективности патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— организация на системной основе подготовки кадров, разработка эффективных инструментов реализации государственной политики Российской Федерации в области противодействия угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности государств, осуществления в глобальном информационном пространстве иных действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности);

— выработки дополнительных эффективных мер по обеспечению интересов национальной безопасности в сферах науки, образования, культуры, молодежной политики, направленных на укрепление гражданского единства, противодействие распространению деструктивной идеологии, в том числе попыткам использования исторических и иных гуманитарных вопросов в целях провоцирования межнациональных конфликтов, разрушения Российского государства;

— поддержка деятельности общественных объединений и образовательных организаций в Республике Крым, городе федерального значения Севастополе, Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях, направленной на противодействие попыткам фальсификации новейшей истории России, включая историю народов России, принижения исторического вклада народов России и СССР в победу над фашистской Германией во Второй мировой войне, а также разъяснение, прежде всего в молодежной аудитории, причин, предпосылок и целей специальной военной операции, о политической, военной, социальной и культурной ситуации в России, а также о исторической связи с ней Крыма и воссоединенных с Россией в 2022 году регионов.

Подчеркивая фундаментальное цивилизационное, культурное, геополитическое значение Крыма и сопредельных земель для истории, настоящего и будущего Российского государства, принимая во внимание современные вызовы и угрозы его развитию, в целях укрепления гражданского единства, сохранения исторической памяти, защиты исторической правды, содействия защите суверенитета и независимости России, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами с учетом позиции Российской академии наук рассмотреть вопрос об активизации распространения в России и за рубежом правдивой информации об истории Крыма и сопредельных регионов, включая историю их принятия в состав Российской империи, о причинах, предпосылках и целях специальной военной операции, а также о роли и месте России в мировой истории и формировании справедливого миропорядка, о решающем вкладе Советского Союза в победу над нацистской Германией и в создание ООН, о его масштабном содействии в деколонизации и становлении государственности народов Африки, Азии и Латинской Америки, о причинах и целях специальной военной операции[4].

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с привлечением Российской академии наук и других подведомственных научных и иных организаций рассмотреть вопросы:

1) о дополнительных мерах по поддержке научных исследований в области общественных наук в целях выработки методологического и методического обеспечения защиты исторической правды и противодействию попыткам фальсификации истории, решения задачи по денацификации освобожденных территорий и территорий, сопредельных с территорией Российской Федерации;

2) об актуализации планов научно-просветительской работы, в том числе программ популяризации исторической науки и исторического наследия России, предусмотрев, в частности включение мероприятий по ознакомлению с историей Крыма и сопредельных земель и их геополитическом и цивилизационном значением для развития России, а также по противодействию фальсификации истории России, по разъяснению причин, предпосылок и целей специальной военной операции;

3) о проведении мероприятий с участием представителей федеральных органов власти, представителей системы образования, научного сообщества, институтов гражданского общества на тему противодействия фальсификации истории России в современных условиях;

4) о разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и методических рекомендаций, направленных на совершенствование системы образования в Российской Федерации, распространения гуманитарных знаний и практики по проведению просветительской работы среди детей и молодёжи по актуальным вопросам истории России, включая историю принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской Империи, историю возвращения Крыма и других регионов в состав Российской Федерации в 2014 – 2022 годах, а также о цивилизационном и геополитическом значении Крыма и сопредельных земель для истории, настоящего и будущего России;

5) о разработке для научных организаций и образовательных организаций высшего образования государственного задания на проведение фундаментальных и научно-прикладных исследований по темам, связанным с изучением вопросов обеспечения гражданского единства, состояния межнациональных отношений, социального самочувствия граждан в Крыму и в сопредельных регионах;

6) о подготовке издания по истории Крыма и воссоединенных регионов России для учителей.

3. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по делам национальностей, Российской академией наук рассмотреть вопросы:

1) о разработке комплекса мер по совершенствованию содержания вещания общероссийских теле- и радиовещательных организаций, а также контента сетевых изданий в части увеличения доли производства и распространения информационной продукции, направленной на сохранение исторической памяти, защиту исторической правды, а также на защиту, укрепление и продвижение традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей, на охрану и сохранение природного наследия, культурного материального и духовного наследия, развитие языков народов Российской Федерации;

2) о разработке методических рекомендаций для общероссийских теле- и радиовещательных организаций и сетевых изданий интернет-СМИ по производству информационной продукции, направленной на сохранение исторической памяти, защиту исторической правды, а также на защиту, укрепление и продвижение традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей, включая информационно-справочные материалы по наиболее актуальным и сложным вопросам новейшей истории России, актуальным вопросам противодействия фальсификации истории России, защиты, укрепления и продвижения традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей.

4. Министерству культуры Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом позиции Российской академии наук рассмотреть вопрос об интенсификации на территориях Республики Крым, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и города федерального значения Севастополя деятельности, направленной на включение в перечень исторических поселений федерального значения населенных пунктов, имеющих особое значение для истории и культуры народов Российской Федерации.

5. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации с учётом позиции Федерального агентства по делам национальностей рассмотреть вопросы о дополнительных мерах по содействию производству художественных фильмов на исторические темы для детей и юношества, способствующих сохранению исторической памяти и формированию патриотизма.

6. Общественной палате Российской Федерации во взаимодействии с общественными палатами субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос об активизации просветительской работы с участием представителей общественных объединений и других институтов гражданского общества, а также учащихся образовательных организаций начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также высшего образования, направленной на укрепление гражданского единства, патриотическое воспитание детей и молодежи, противодействие фальсификации истории Второй мировой войны, разъяснение причин и предпосылок и целей проведения специальной военной операции.

7. Органам государственной власти Республики Крым проработать с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Российской академией наук вопрос о возможности создания в Республике Крым федерального научного центра социально-гуманитарных исследований.

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о дополнительных мерах поддержки деятельности некоммерческих организаций, реализующих образовательные, просветительские, молодежные и иные проекты, направленные на сохранение исторической памяти, защиту исторической правды, патриотическое воспитание детей и молодёжи.



[1] Пункт 5 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 229.

[2] Точное наименование Манифеста: «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую Державу» от 8 апреля (19 апреля – по новому стилю) 1783 года.

[3] Так, в Республике Крым 96,77% проголосовало за воссоединение Республики Крым с Россией на правах субъекта Российской Федерации, в городе Севастополе — 95,6%. При этом явка превысила 83%.

[4] Подпункт 1 пункта 44 Концепции внешней политики Российской Федерации.