«Круглые столы»

«Об актуальных вопросах реализации мероприятий комплексной программы Российской Федерации „Строительство“

ПРОГРАММА
»круглого стола» на тему «
Об актуальных вопросах реализации мероприятий комплексной программы Российской Федерации „Строительство

Вступительное слово

ШЕВЧЕНКО Андрей Анатольевич
председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Доклады (до 10 минут):

ГОРДЕЕВ Юрий Сергеевич
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

ХОРОВА Наталья Александровна
заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

ДУНАЕВ Сергей Андреевич
директор Департамента развития инфраструктуры Министерства транспорта Российской Федерации

Выступления (до 5 минут):

ГОРИНА Наталия Михайловна
заместитель руководителя Федерального казначейства

ТРУНОВА Наталья Александровна
аудитор Счетной палаты Российской Федерации

ГРИДНЕВ Илья Петрович
первый заместитель генерального директора публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства»

ГЛУШКОВ Антон Николаевич
президент Ассоциации «НОСТРОЙ» (ВКС)

ТАРАСОВ Никита Сергеевич
министр жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (ВКС)

Обсуждение, обмен мнениями:

Подведение итогов «круглого стола»

ШЕВЧЕНКО Андрей Анатольевич
председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 




Рекомендации

Участники «круглого стола», проведенного 21 марта 2024 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, а также профессионального строительного сообщества, обсудив реализацию комплексной программы Российской Федерации «Строительство», отмечают следующее.

Комплексная программа Российской Федерации «Строительство» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 сентября 2022 года № 1730 (далее – КП «Строительство», Программа).

Горизонт планирования ее реализации рассчитан на 5 лет, начиная
с 1 января 2023 года.

Принятие Программы было обусловлено системно низким уровнем исполнения основных показателей реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее — ФАИП) — уровень ввода в эксплуатацию объектов ФАИП по итогам 2022 года составил всего 55,2%, снизившись по сравнению с аналогичным показателем за 2021 год (63,5%)[1], потребностью в выработке новых подходов к реализации ФАИП, реализация которой положена в основу КП «Строительство».

Основными целями Программы обозначены:

— увеличение к 2027 году не менее чем в 1,5 раза объема ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных (подлежащих включению) в ФАИП, по отношению к объему ввода таких объектов в 2022 году;

— сокращение к 2027 году не менее чем в 2 раза количества незавершенных объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.

Достижение указанных целей планируется за счет перехода к среднесрочному (пятилетнему) горизонту планирования государственных инвестиций в строительство объектов недвижимости; сокращения сроков и оптимизации процедур принятия решений (в том числе с исключением избыточных) при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, а также процедур перераспределения бюджетных ассигнований на указанные цели; сокращения инвестиционно-строительного цикла; цифровизации процедур, применяемых при управлении государственными капитальными вложениями; расширения механизмов опережающего строительства и досрочного ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию; создания и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, а также реализации мероприятий по сокращению количества таких объектов.

В рамках реализации Программы Правительство Российской Федерации
7 февраля 2023 года утвердило перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества[2], подлежащих строительству в 2023 – 2027 годах, в который было включено свыше 6,5 тысяч объектов на общую сумму более 4,5 трлн рублей.[3] Впоследствии перечень объектов, входящих в систему документов Программы в течение 2023 года несколько раз менялся вместе с общей бюджетной суммой.

В настоящее время в рамках работы по достижению целей Программы Минстроем России во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти и организациями ведется планомерная работа, в том числе включающая в себя:

1. Переход в целях изменения процедуры управления капитальными вложениями от формирования ФАИП к ведению Реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета (далее – Реестр объектов.

Соответствующие изменения внесены в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 628-ФЗ[4].

Особенности формирования и ведения Реестра объектов, на который планируется перейти в 2024 году, предполагают сокращение количества случаев, при которых решение по объекту принимается в форме акта главного распорядителя; цифровизацию процессов ведения Реестра в государственной интегрированной системе (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – система «Электронный бюджет»), которая обеспечит автоматическое обновление реестра объектов, а также формирование аналитической отчетности; отказ от бумажного документооборота, предполагающий проведение всех действий в системе «Электронный бюджет»; исключение избыточных согласований за счет установления исчерпывающего клиентского пути и порядка внесения изменений в сведения, а также установления сроков рассмотрения материалов; координацию всех капитальных вложений Минстроем России, предполагающую прохождение через Минстрой России всех сведений об объектах, в том числе не включенных в Реестр объектов.[5]

До утверждения Правительством Российской Федерации порядка формирования и ведения Реестра, но не позднее 1 июня 2024 года, реализация ФАИП продолжается.[6]

В 2023 году в рамках реализации ФАИП предусматривалось введение в эксплуатацию 86 объектов капитального строительства, из которых по итогам года введено 62 объекта.[7]

2. Проводятся мероприятия по сокращению объектов незавершенного строительства. С указанной целью создан федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства (далее — Реестр)[8], в который подлежат включению незавершенные объекты капитального строительства, строительство которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета; создана Межведомственная комиссия по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства, подлежащих включению в Реестр[9]; утверждена необходимая нормативная правовая база.[10]

По информации, представленной Минстроем России, по состоянию на март 2024 года в Реестр включено 608 объектов незавершенного строительства, из которых в отношении 507 объектов Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации утверждены управленческие решения – 102 объекта снести,
228 объектов достроить, 177 объектов приватизировать.[11]

При этом в рамках реализации новых подходов по сокращению количества объектов незавершенного строительства Минстроем России отдельно выделена проблема предоставления главными распорядителями бюджетных средств некорректных сведений в части степени технической готовности объектов незавершенного строительства, являющихся основополагающим критерием при принятии Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации соответствующих управленческих решений (снос, приватизация, строительство и ввод в эксплуатацию.[12]

3. Ведется работа по оптимизации инвестиционно-строительного цикла в целях сокращения сроков реализации строительных проектов, в рамках которой исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов и согласований, предусмотренных действующим законодательством и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, последовательно сокращен с 1168 до 607 позиций, что позволило сократить продолжительность инвестиционно-строительного цикла с 2181 до 1300 дней.[13]

Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом
до 2035 года[14] предусмотрено сокращение к 2030 году исчерпывающего перечня до 350 позиций.

Также установлен закрытый универсальный перечень этапов и мероприятий реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, включающий 32 мероприятия, без права установления субъектами Российской Федерации дополнительных мероприятий.[15]

По итогам состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации

1) обеспечить своевременную разработку и утверждение порядка формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета;

2) обеспечить разработку и утверждение правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов на завершение строительства (реконструкции) объектов незавершенных строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства;

3) рассмотреть вопрос о разработке критериев оценки степени технической готовности объектов незавершенного строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в целях обеспечения корректного принятия Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации управленческих решений в отношении указанных объектов (сносе, приватизации, строительстве и вводе в эксплуатацию).

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

обеспечить создание на платформе единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности «Стройкомплекс.РФ» электронного реестра документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, а также разработать обязательную форму документа, в котором перечислить все документы, сведения, согласования, которые застройщик должен предоставить для прохождения конкретной процедуры.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с Ассоциацией «Национальное объединение строителей» в целях дальнейшей оптимизации инвестиционно-строительного цикла проработать предлагаемые Ассоциацией предложения об:

1) исключении градостроительной комиссии, совета муниципального образования, совета субъекта Российской Федерации из процессов согласования при получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, разрешения на отклонение от предельных параметров, утверждения проектов планировки территории;

2) сокращении количества органов, участвующих в процессе согласования проектов планировки территории;

3) внесении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, предусматривающих административную ответственность должностных лиц за предъявление к застройщикам требований, не предусмотренных статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации
от 25 декабря 2021 года № 2490;

4) утверждении регламента, устанавливающего порядок, сроки, стоимость оказания услуг по археологической разведке и государственной историко-культурной экспертизе земельных участков. 

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить разработку и внесение изменений в региональные нормативные правовые акты, предусматривающих формирование и ведение региональных реестров незавершенных объектов капитального строительства, дальнейшее совершенствование региональной нормативной правовой базы в данной сфере.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

обеспечивать ежегодную инвентаризацию объектов незавершенного строительства.



[1] Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 год (включая проверку исполнения ФАИП) в Минстрое России. Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации от 4 апреля 2023 года.

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2023 года № 267-р «Об утверждении перечня объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящего в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации „Строительство“.

[3] М. Мишустин, 18 апреля 2023 года, Стратегическая сессия по опережающему развитию инфраструктуры.

[4] Федеральный закон от 25.12.2023 N 628-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[5] Письмо Минстроя России от 5 марта 2024 года № 12462-ЮГ.

[6] Федеральный закон от 25.12.2023 N 628-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[7][7] Письмо Минстроя России от 5 марта 2024 года № 12462-ЮГ.

[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2022 года № 1295 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений».

[9] Приказ Минстроя России от 1 августа 2022 года № 630/пр «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства, подлежащих включению в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства».

[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2022 года № 1333 «О последствиях включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства».

[11] Письмо Минстроя России от 5 марта 2024 года № 12462-ЮГ.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р.

[15]Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».