Порядок проведения «круглого стола»
Совет Федерации, ул. Б.Дмитровка, д.26, комн.808 А
11.00–11.05 | Вступительное слово ГОЛОВ |
11.05–11.15 | Доклад ВАХРУКОВ |
11.15–12.20 | Выступления |
| КУЛИКОВ |
| МАКИЕВА |
| ДИДЕНКО |
| КРАВЧЕНКО |
| КУЗНЕЦОВ |
| БОГДАНОВ |
| ХИЛИМОНЧИК |
| ЮРИН |
| КОМАНДОРОВ |
| ОСИПОВ |
12.20–12.30 | Выступления с мест (обсуждение, обмен мнениями) |
12.30–12.35 | Подведение итогов «круглого стола» ГОЛОВ |
Рекомендации
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных министерств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, монопрофильных муниципальных образований, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», научных организаций провел «круглый стол» на тему «Проблемы социально-экономического развития моногородов».
Участники «круглого стола» отмечают следующее.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований (моногородов), диверсификация экономики моногородов, создание условий для привлечения инвестиций, для развития бизнеса и появления новых рабочих мест входят в число стратегических задач государства, поставленных в 2014 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
В моногородах проживает каждый десятый гражданин нашей страны. Наибольшее количество моногородов в Кемеровской, Свердловской и Челябинской областях. В каждом из этих регионов, а также в Республике Татарстан в моногородах живёт более миллиона человек[1].
В настоящее время реализуется ряд мер поддержки моногородов и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также – субъекты МСП), осуществляющих деятельность на их территориях. Необходимо отметить, что финансовые меры поддержки носят заявительный характер.
Утверждены Правила предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» на реализацию проектов развития монопрофильных муниципальных образований[2].
Результатом предоставления субсидии является привлечение инвестиций в моногорода, в том числе на создание инфраструктуры и объектов промышленности, создание рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций моногородов, а также на строительство и (или) реконструкцию объектов социальной инфраструктуры в моногородах.
В период с 2014 года по IV квартал 2023 года на поддержку моногородов из федерального бюджета направлены субсидии в объеме 36,5 млрд рублей, создано 34 тыс. рабочих мест, привлечено более 235 млрд рублей частных инвестиций и введено в эксплуатацию 100 объектов инфраструктуры.
На поддержку моногородов для ВЭБ.РФ предусмотрено в 2024 году 1,66 млрд рублей, которые доведены в полном объеме, в 2025 и 2026 годах – 1,6 млрд рублей ежегодно[3].
В целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения моногородов, предусмотрена возможность создания в них территорий опережающего развития (ТОР)[4].
Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на ТОР включает в себя, в том числе:
особенности налогообложения резидентов ТОР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
возможность освобождения резидентов ТОР от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога.
Так, для налогоплательщиков, получивших статус резидента ТОР, предусмотрены пониженные ставки по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации при соблюдении определённых условий Налогового кодекса Российской Федерации.
Для резидентов ТОР установлены пониженная ставка по налогу на прибыль, налогу на добычу полезных ископаемых, а также пониженные тарифы страховых взносов[5].
Вместе с тем, по мнению Минфина России, режим ТОР в моногородах требует «донастройки», например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки, поскольку:
— существует низкий уровень взаимодействия региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления с бизнесом в части оценки экономической эффективности инвестиционного проекта, планируемого к реализации в статусе резидента ТОР;
— происходит неэффективное использование средств федерального бюджета ввиду строительства невостребованных объектов инфраструктуры, а также возникают риски для федерального бюджета в части предоставления налоговых льгот для проектов, вероятность успешной реализации которых низкая[6].
Планом реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года[7] предусмотрены 4 мероприятия, непосредственно направленные на развитие моногородов (пункты 29, 31, 33, 36 Плана). Участники «круглого стола» отмечают, что пункт 33 в части уточнения критериев отнесения к моногородам не выполнен[8].
Следует отметить, что Минэкономразвития России совместно с Минтрудом России осуществляется постоянный мониторинг социально-экономической ситуации в моногородах, ухудшение которой в настоящее время не наблюдается.
Так, уровень регистрируемой безработицы в России составляет 0,6%, средний уровень безработицы в моногородах, по данным Минтруда России на 1 января 2024 года, – 0,62%. Уровень безработицы в крупных моногородах ниже среднероссийского уровня (Тольятти – 0,3%, Набережные Челны – 0,16%).
В настоящее время Минэкономразвития России по поручению Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина ведется работа по пересмотру получателей мер поддержки в целях их концентрации на моногородах, в которых более высокий уровень безработицы (примерно 17 моногородов).
Для таких моногородов Минэкономразвития России совместно с Фондом «Центр стратегических разработок» разрабатываются планы мероприятий (»дорожных карт»), направленные на стимулирование экономики таких моногородов и создание новых рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием.
Кроме того, проводится мониторинг градообразующих организаций с целью недопущения ухудшения их функционирования ответственными федеральными органами исполнительной власти (Минпромторг России, Минэнерго России, Минсельхоз России и Госкорпорация «Росатом»).
Несмотря на предпринимаемые государством меры участниками «круглого стола» отмечается ряд существенных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие моногородов.
1. Ограниченный срок действия льготных тарифов по страховым взносам для резидентов ТОР.
2. Отсутствие прямого механизма предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов на ТОР по аналогии с механизмом предоставления земельных участков без торгов для реализации проектов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства.
3. Отсутствие у муниципальных образований в том числе моногородов законодательно закрепленного права использования бюджетных средств на разработку мастер – планов развития территорий.
4. Низкая инвестиционная привлекательность моногородов, сопряженная, в том числе с недостаточным количеством земельных участков, инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктурой.
5. Высокие цены на электроэнергию, отсутствие свободных лимитов по газу.
6. Низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе инновационных, технологий.
7. Низкий уровень участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации государственного и муниципального заказа.
8. Сохранение естественной и миграционной убыли населения, отток молодежи и квалифицированных специалистов.
Кроме того, некоторые регионы отмечают, что вследствие преобразования муниципальных районов в соответствующие муниципальные округа населенные пункты, утратившие статус муниципального образования, не могут претендовать на выше названные меры поддержки, оказываемые федеральными структурами, в том числе «ВЭБ.РФ» (например, Архангельская область, Приморский край).
По мнению участников «круглого стола», основные стратегические направления развития моногородов, должны включать:
— модернизацию действующих градообразующих предприятий для выпуска конкурентоспособной продукции, создание новых производств альтернативных отраслей;
— дальнейшую диверсификацию экономики путем реализации новых инвестиционных проектов, используя механизм территории с преференциальным режимом;
— обеспечение новых инвестиционных проектов земельными участками с необходимой инфраструктурой;
— кадровое обеспечение создаваемых производств, привлечение дополнительных трудовых ресурсов из близлежащих населенных пунктов;
— ремонт и строительство объектов инженерной и дорожной инфраструктур с финансированием из федерального бюджета;
— реализацию льготных ипотечных программ;
— формирование стратегии развития молодежной политики в моногороде, привлечения молодых специалистов, развитие образования;
— поддержку градообразующих предприятий, направленную на решение актуальной проблемы подготовки высококвалифицированных кадров на базе образовательного учреждения, расположенного в моногороде. Данное направление будет способствовать дальнейшему развитию традиционных для моногорода производств.
С учетом комплексности и сложности проблемных вопросов, в целях обеспечения максимально благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях необходима консолидация усилий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Сохранение и расширение мер поддержки позволит обеспечить социально-экономическое развитие моногородов, привлечение необходимых кадровых ресурсов, дальнейшую диверсификацию их экономики.
Принимая во внимание актуальность поднятых в ходе мероприятия проблем, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы о:
— целесообразности разработки федеральной программы по поддержке моногородов, включающей мероприятия по льготному кредитованию для организаций, по модернизации инженерной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, а также по строительству (включая жилищное) в моногородах;
— актуализации критериев отнесения муниципальных образований к монопрофильным, в том числе с учетом современных тенденций укрупнения муниципальных образований;
— поддержке комплексных проектов развития городской среды в моногородах, в том числе механизме компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации затрат на создание инфраструктуры территорий опережающего развития;
— предоставлении резидентам территорий опережающего развития в моногородах субсидий в целях частичного возмещения уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
— внедрении новых инструментов софинасирования за счет средств федерального бюджета части объектов капитального строительства, имеющих стратегическое значение для инвестиционного, социального и экономического развития территорий опережающего развития.
2. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопросы:
— об увеличении срока действия территорий опережающего развития в моногородах с 10 до 49 лет по аналогии с особыми экономическими зонами;
— о внесении изменений в соглашения о создании территорий опережающего развития в части корректировки значений показателей эффективности их функционирования.
3. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом» провести инвентаризацию состояния градообразующих организаций, находящихся в отраслевом ведении.
4. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопросы о:
— развитии инфраструктуры инвестиционных площадок в моногородах, в которых наблюдается дефицит свободных площадей в действующих индустриальных и промышленных парках;
— реализации специальной ипотечной программы для моногородов.
5. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с акционерным обществом «ДОМ.РФ» рассмотреть вопросы о:
— разработке мастер-планов развития моногородов;
— разработке программы строительства арендного жилья в моногородах.
6. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке инструментов по привлечению квалифицированных кадров в моногорода (например, о частичной компенсации затрат на переезд сотрудников).
7. Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» рассмотреть вопрос смягчения требований к обеспечению льготных кредитов, упрощении и ускорении процедуры принятия решения по предоставлению льготного кредитования.
8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены монопрофильные муниципальные образования (моногорода):
— оказывать содействие органам местного самоуправления в организации повышения квалификации специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих взаимодействие с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и инвесторами;
— принимать меры, направленные на стимулирование потенциальных инвесторов.
9. Органам местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований (моногородов):
— организовать повышение квалификации специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих взаимодействие с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и инвесторами;
— изучать лучшие практики по привлечению инвесторов на территории муниципальных образований.
— учитывать в комплексной программе развития моногорода специфику его хозяйствования и стратегию развития региона.
[1] Информационно–аналитический материал Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации
[2] постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2517 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» на реализацию проектов развития монопрофильных муниципальных образований и о внесении изменений в Меморандум о финансовой политике государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
[3] Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 540 «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»
[4] статья 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации»
[5] статья 3423, пункт 101 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации
[6]»Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (утв. Минфином России)
[7] утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 3227-р
[8] Информационно–аналитический материал Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации