Рекомендации
Проект
Участники «круглого стола», проведенного 9 октября 2025 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, аудитора Счетной палаты Российской Федерации, представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обсудив вопросы реализации механизмов, направленных на инфраструктурное развитие регионов, отмечают следующее.
Ранее федеральный проект «Инфраструктурное меню» осуществлялся в рамках государственных программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» и содержал ряд важнейших механизмов государственной поддержки регионов по реализации экономически эффективных и социально значимых проектов для развития инфраструктуры и жилищного строительства[1].
В рамках федерального проекта на момент его утверждения в 2021 году были представлены такие инструменты, как инфраструктурные бюджетные кредиты (далее – ИБК); инфраструктурные облигации; займы за счет средств Фонда национального благосостояния (далее — ФНБ); субсидирование процентной ставки на досрочное исполнение контрактов; реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов; инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру. В 2023 году была запущена программа предоставления специальных казначейских кредитов (далее — СКК)[2], которая стала продолжением действующей программы ИБК в рамках «Инфраструктурного меню».
В настоящее время с учетом завершения реализации отдельных мероприятий федерального проекта[3], ряд его инструментов включен в новый федеральный проект «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах» в составе национального проекта «Инфраструктура для жизни»[4]. В рамках нового федерального проекта предусмотрен показатель «Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах» (на 30% к 2030 году и на 60% к 2036 году), запланировано мероприятие по разработке 200 мастер-планов крупных и малых городов и агломераций.
К «круглому столу» получены следующие результаты реализации механизмов федерального проекта «Инфраструктурное меню»[5].
1. В рамках реализации механизма предоставления ИБК средства распределены между 83 регионами в объеме 1 трлн рублей на реализацию 980 мероприятий, из которых до субъектов Российской Федерации в 2021–2024 годах доведено 678,93 млрд рублей (68 %), освоено 671,67 млрд рублей (99% от доведенных средств).
Благодаря механизму ИБК в регионах введено 30,3 млн кв. м. жилья, построено (реконструировано) 1019,5 км инженерных сетей. В 2024 году было введено в эксплуатацию 422 объекта инженерно-коммунальной, дорожной, транспортной, социальной инфраструктур и инфраструктуры особой экономической зоны, а также завершено 31 мероприятие, закуплена 1 761 единица транспорта.
В настоящее время полностью завершили свои проекты за счет средств ИБК Чеченская Республика, Республика Адыгея, Пензенская область, Республика Хакасия, Костромская область, Чукотский автономный округ.
В 76 субъектах Российской Федерации продолжается реализация мероприятий с использованием средств ИБК. При этом в ряде регионов систематически отмечаются проблемы с вводом объектов.
Счетной палатой Российской Федерации был проведен ряд контрольных мероприятий за период реализации проектов ИБК (2022 – 2024 годов) в отдельных субъектах Российской Федерации[6]. Проверки показали, что во всех проверенных регионах возникали сложности с соблюдением установленных сроков реализации проектов. В основном это обусловлено некачественным планированием проектов: уточнением фактических объемов работ, появлением дополнительных работ, необоснованной заменой оборудования, ненадлежащим качеством проектно-сметной документации, ростом стоимости строительных ресурсов, а также неисполнением обязательств подрядчиками, слабым контролем со стороны органов государственной власти регионов и органов местного самоуправления.
В настоящее время с учетом завершения федерального проекта «Инфраструктурное меню» механизм ИБК преобразован в механизм предоставления казначейских инфраструктурных кредитов (далее – КИК) (на период с 2025 – 2030 годов)[7]. Остаток средств ИБК в объеме 321,07 млрд рублей будет предоставлен в виде КИК в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах».
Общий объем КИК составит не менее 1 трлн руб. с направлением в регионы 250 млрд руб. в 2025 году, с 2026 года по 2030 год – по 150 млрд руб. ежегодно с возможным увеличением до 250 млрд руб.
Ранее при реализации регионами проектов с использованием средств ИБК за неисполнение регионами взятых обязательств ответственность не предусматривалась. Сейчас в рамках КИК предусмотрено повышение процентной ставки за пользование КИК с 3 % до 6 % за недостижение субъектом Российской Федерации значений показателей реализации проектов[8].
2. В рамках реализации механизма СКК между 79 субъектами Российской Федерации распределены средства в объеме 190 млрд рублей на реализацию 564 мероприятий, которые доведены в полном объеме, освоено 161,26 млрд рублей (85 %).
Указанные средства распределены (2023 – 2025 годы) на реализацию 577 мероприятий. В настоящее время завершено 178 мероприятий.
Благодаря инструменту СКК с 2023 по 2024 год создано (реконструировано) инженерных и дорожных сетей протяженностью 416,8 км (план на 2024 год – 546,4 км); обновлено подвижного состава на 4 000 маршрутов для перевозки пассажиров (план на 2024 год – 4 000 маршрутов); поставлено 5 957 новых автобусов (план на 2024 год – 5 980 автобусов); введено 2,61 млн кв. м жилья (план на 2024 год – 2,59 млн кв. м жилья).
Инструмент СКК подлежит реализации в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах».
3. Механизм инфраструктурных облигаций[9] реализуется публичным акционерным обществом «ДОМ.РФ» (далее – ПАО «ДОМ.РФ») с 2021 года и позволяет за счет выпуска ценных бумаг привлекать внебюджетные средства и направлять их на строительство и (или реконструкцию) объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры в регионах. Данный инструмент также подлежит реализации в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах».
На текущий момент в рамках механизма размещено 10 выпусков инфраструктурных облигаций общим объемом 130 млрд рублей, реализуются 55 проектов в 28 субъектах Российской Федерации на общую сумму предоставленных займов 197,8 млрд рублей, по итогам реализации которых планируется введение порядка 39,9 млн кв. метров жилья.
Введено в эксплуатацию 20 объектов в рамках 11 проектов, в том числе 2 объекта в 2025 году (нарастающим итогом). До конца 2025 года планируется ввод 12 объектов в рамках 11 проектов[10].
Как отмечается ПАО «ДОМ.РФ», в настоящее время текущий объем программы в 200 млрд рублей практически полностью исчерпан, что ограничивает возможность финансирования новых проектов в рамках утвержденного лимита.
В настоящее время ПАО ДОМ.РФ совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и лизинговыми компаниями на базе инфраструктурных облигаций запущена программа льготного лизинга коммунальной, строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники.
В мае 2025 года состоялся первый выпуск облигаций на сумму 10 млрд рублей. Уже выдано первых 1,8 млрд рублей лизинговым компаниям на закупку 30 единиц дорожно-строительной техники и 178 единиц сельскохозяйственной техники.
4. Реализация программы предоставления займов за счет средств ФНБ[11] осуществлялась совместно Минстроем России с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» (программа завершается в текущем году, новый федеральный проект для ее реализации не определен). Общий объем средств финансирования Программы 150 млрд рублей.
В настоящее время Правительственной комиссией (штабом) по региональному развитию в Российской Федерации одобрено 252 проекта в 76 субъектах Российской Федерации стоимостью 197,65 млрд рублей, из них средств ФНБ – 147,5 млрд руб. Перечислено средств ФНБ – 143,55 млрд руб.
На сегодняшний день строительно-монтажные работы завершены на 1 109 объектах.
По итогам реализации механизма планируется осуществить строительство, реконструкцию, модернизацию порядка 1600 объектов (ввод в эксплуатацию 500 объектов инфраструктуры и строительство, реконструкция, капитальный ремонт порядка 1700 км сетей в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения).
5. В 2025 году введен механизм списания 2/3 задолженности регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам[12] (инструмент также подлежит реализации в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах»).
Так, предусмотрено, что субъект Российской Федерации не осуществляет погашение в 2025–2029 годах двух третей задолженности по бюджетным кредитам, а направляет в 2025–2029 годах высвобождаемые средства на реализацию инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая инфраструктурные проекты по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах). При этом субъект Российской Федерации обязан направить на эти цели не менее половины высвобождаемых средств.
В рамках механизма поступили намерения от 76 субъектов Российской Федерации на сумму 1,08 трлн рублей.
По информации Министерства финансов Российской Федерации, в текущем году Правительством Российской Федерации приняты решения о списании задолженности по бюджетным кредитам 55 субъектов Российской Федерации в объеме фактически осуществленных субъектами Российской Федерации в 2024 году расходов за счет высвобождаемых средств в сумме 160,1 млрд рублей[13].
Минстрой России отмечает, что при рассмотрении информации о намерениях возникают некоторые сложности и наиболее весомым является отсутствие приоритезации в выборе мероприятий. Основными замечаниями и рекомендациями при рассмотрении представленной субъектами Российской Федерации информации о списании являются: отсутствие информации о включении мероприятий в государственные программы, в рамках которых планируется их реализация или невозможность определения данных мероприятий в государственных программах; направление высвобождаемых средств на расходы по мероприятиям, не относящимся к расходам инвестиционного характера (разработка проектно-сметной документации, технологическое перевооружение); включение в намерения мероприятий, реализуемых с 2023 года (и ранее), в том числе за счет федеральных средств по иным программам[14].
Комитет проводит мониторинг реализации указанных выше механизмов, являющихся важнейшими мерами государственной поддержки регионов для их инфраструктурного развития.
По итогам состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
об установлении возобновляемого предельного объема программы инфраструктурных облигаций и масштабировании механизма инфраструктурных облигаций до общего объема программы 300 млрд рублей[15];
о возможности финансирования инфраструктурных проектов за счет реинвестирования средств, выданных в виде займов за счет средств Фонда национального благосостояния на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, объектов дорожного строительства и обновление общественного транспорта;
о закреплении в соглашении о реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, обязанности по выполнению плановых значений показателей реализации инфраструктурных проектов, а также мер ответственности за их недостижение, в том числе за несоблюдение сроков выполнения мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурных проектов.
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации:
обеспечивать регулярное проведение разъяснительной работы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам разработки и своевременного представления документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 года № 79 «Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам» (далее – постановление Правительства № 79);
провести анализ практики субъектов Российской Федерации по вопросам подготовки документов, предусмотренных постановлением Правительства № 79, направленный на выявление проблем, возникших при утверждении президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации информации о намерениях (уточненной информации о намерениях) субъектов Российской Федерации, представленных в соответствии с постановлением Правительства № 79[16].
3. Министерству энергетики Российской Федерации совместно с публичным акционерным обществом «ДОМ РФ» проработать вопрос о масштабировании механизма инфраструктурных облигаций на строительство объектов энергетики.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить выход на маршруты автобусной техники, закупленной в рамках специальных казначейских кредитов, в полном объеме;
обеспечить комплексный подход к направлению заявок на отбор инфраструктурных проектов, планируемых к финансированию за счет казначейских инфраструктурных кредитов, обеспечив реализацию указанных инфраструктурных проектов, в том числе в рамках проектов комплексного развития территорий, переселения граждан из аварийного жилья и развития неосвоенных земельных участков в целях повышения градостроительного потенциала территорий;
принять меры, направленные на обеспечение контроля за выполнением мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета, (детально анализировать причины недостижения плановых показателей, внедрять меры по повышению эффективности управления проектами).
[1] Паспорт федерального проекта «Инфраструктурное меню» утвержден протоколом заочного голосования членов проектного комитета по федеральному проекту «Инфраструктурное меню» от 30 декабря 2021 года № 1.
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 525 «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».
[3] В соответствии с резолюцией Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 25 декабря 2024 года № ММ-П49-45841 принято решение завершить реализацию инициативы социально-экономического развития Российской Федерации «Инфраструктурное меню».
[4] Паспорт федерального проекта утвержден протоколом заочного голосования проектного комитета по национальному проекту «Инфраструктура для жизни» от 27 ноября 2024 года № 1пр.
[5] Согласно информации, представленной к «круглому столу» Минстроем России (входящий номер 41715 от 5 сентября 2025 года), а также информации публично-правовой компанией «Фонд развития территорий (входящий номер 43228 от 16 сентября 2025 года).
[6] Отчет о результатах параллельного контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию инфраструктурных проектов в субъектах Российской Федерации в 2022–2023 годах и истекшем периоде 2024 года» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 20 февраля 2025 года).
Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств, предоставленных из федерального бюджета на строительство коммунальной инфраструктуры, в том числе бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, в 2022–2023 годах и истекшем периоде 2024 года» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 22 мая 2025 года).
[7] В целях реализации подпункта «е» пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 2024 года № Пр-616 и в соответствии со статьей 939 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2025 гола № 48 «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата».
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2459 «Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».
[10] По информации ПАО «ДОМ.РФ», поступившей к «круглому столу» (входящий номер 41811 от 8 сентября 2025 года).
[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2022 года № 87 «О предоставлении публично-правовой компанией „Фонд развития территорий“ за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».
[12] Федеральный закон от 13 июля 2024 года № 177-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 30 ноября 2024 года № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (части 7 – 14 статьи 16), постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 года № 79 «Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам».
[13] Входящий номер 42095 от 9 сентября 2025 года.
[14] Справочная информация Минстроя России от 16 апреля 2025 года, направленная в Комитет к совещанию на тему «Вопросы направления высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам средств на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства», проведенному 17 апреля 2025 года.
[15] В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 26 января 2023 года № Пр-144, от 17 сентября 2023 года № Пр-1845, от 21 мая 2025 года №Пр-1116ГС.
[16] Согласно постановлению Правительства России № 79, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) вправе не более одного раза в год, до 1 октября года, следующего за отчетным, направить в Министерство финансов Российской Федерации уточненную информацию о намерениях для последующего рассмотрения. В 2025 году указанные предложения направляются при необходимости до 1 ноября.