«Круглые столы»

«Проблемы реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции»

1 июля 2015 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводит заседание «круглого стола» на тему «Проблемы реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции».

Планируется обсудить проблемы, возникающие при переселении граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов) в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», вопросы участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территории которых расположены в зоне Байкало-Амурской магистрали, в финансировании и осуществлении мероприятий, предусмотренных соответствующими региональными целевыми программами субъектов Российской Федерации, а также участие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в решении проблем восстановления объектов коммунального хозяйства и жилищного фонда поселков Байкало-Амурской магистрали.

Модератором «круглого стола» будет председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азаров.

В заседании «круглого стола» примут участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерства финансов Российской Федерации, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, территории которых расположены в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Заседание «круглого стола» состоится 1 июля 2015 года в 12 часов по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 26, зал 808а.

Контакты: 8 (495) 692–62–07– Лаврентьева Светлана Игоревна.

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 1 июля 2015 года провел "круглый стол" на тему "Проблемы реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции".

В заседании "круглого стола" приняли участие члены Совета Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, открытого акционерного общества "Российские железные дороги", исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, территории которых расположены в зоне Байкало-Амурской магистрали, а также представители иных организаций.

Участниками "круглого стола" обсуждались проблемы, возникающие при переселении граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов) в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», вопросы участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территории которых расположены в зоне Байкало-Амурской магистрали, в финансировании и осуществлении мероприятий, предусмотренных соответствующими региональными целевыми программами субъектов Российской Федерации, а также участие открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в решении проблем восстановления объектов коммунального хозяйства и жилищного фонда поселков Байкало-Амурской магистрали.

Так, Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее – ФЦП "Жилище"), включенной в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", предусмотрено участие субъектов Российской Федерации, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ), в мероприятиях по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с уровнем износа более 70 процентов.

Финансирование мероприятий предусмотрено из средств федерального бюджета и средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с "Правилами предоставления субсидий, предназначенных для реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов)", установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 гола № 1050, уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации и федерального бюджета определен в соотношении 50/50.

Согласно данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации объем финансирования таких мероприятий в 2014 году за счет средств федерального бюджета составил 461 410,0 тыс. рублей.

Объем софинансирования в 2014 году, предусмотренный утвержденной программой, за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составил 461 860 тыс. рублей.

Объем финансирования мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, призванных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа в 2015 году за счет средств федерального бюджета составляет 668 030,0 тыс. рублей.

Объем софинансирования в 2015 году, предусмотренный утвержденной программой, за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составляет 461 860 тыс. рублей.

Важно отметить, что в субъектах Российской Федерации отмечается напряженная финансовая ситуация с фактическим наполнением бюджетов, а выделяемые в рамках ФЦП "Жилище" средства не могут обеспечить выполнение поставленных целей.

В связи с чем субъектами направлялись обращения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о рассмотрении возможности увеличения доли софинансирования расходных обязательств за счет средств федерального бюджета на реализацию необходимых мероприятий по переселению граждан.

Помимо изложенного, участниками "круглого стола" отмечались следующие проблемы, требующие решения на федеральном уровне.

Частично вопрос расселения граждан из аварийного жилья решается в соответствующих субъектах в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

По условиям данного Федерального закона государственная поддержка предоставляется на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Вместе с тем, лишь небольшая часть ветхого и аварийного жилого фонда, расположенного в зоне БАМ, соответствует указанному требованию.

Так, согласно результатам проведенных Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий "Проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию  мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных  непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа, в рамках ФЦП "Жилище" на 2011-2015 гг." проблема расселения граждан из аварийного жилья наиболее остро стоит в Амурской и Иркутской областях, Республике Бурятия и Забайкальском крае. В данных регионах наблюдается большое число временных построек для проживания, которые по действующему законодательству не отвечают признакам их отнесения к жилому помещению  и, следовательно, не могут быть признаны непригодными для проживания или жилыми помещениями с высоким уровнем износа. Соответственно, мероприятия, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и ФЦП "Жилище" на них не распространяются.

Отсутствие порядка государственного учета таких помещений для временного проживания приводит к невозможности определить потребность в финансовых ресурсах.

В рамках исполнения комплекса мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2014 года № 28-р Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока было рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей руководствоваться механизмом постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции" и в кратчайшие сроки провести работу по признанию таких временных построек жилыми, а затем непригодными для проживания или аварийными.

Однако  до настоящего времени не завершена инвентаризация временных помещений, подготовка и утверждение списков граждан, проживающих во временном жилье.

Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации в зоне БАМ жилищное строительство не ведется по причине отсутствия подготовленных земельных участков под строительство жилья, стоимость строительства которого значительно превышает стоимость 1 кв. м жилья, установленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (строительство в условиях повышенной сейсмической активности, вечной мерзлоты, высоких транспортных издержек), а также ограничен рынок вторичного жилья.

При этом предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, должно осуществляться в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться  в границах данного населенного пункта (статья 89).

В этой связи реализация мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках ФЦП «Жилище» путем строительства (приобретения) жилья в большинстве населенных пунктов зоны БАМ не представляется возможным.

Решение указанной проблемы одни участники мероприятия видят в необходимости внесения изменений в федеральное законодательство, предусматривающее возможность предоставления жилого помещения гражданам в связи с переселением не только в границах населенного пункта, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, но и в границах другого населенного пункта соответствующего субъекта Российской Федерации либо другого субъекта Российской Федерации. Другие – в экономическом развитии зоны Байкало-Амурской магистрали и привлечении в этот регион новых трудовых резервов, которое должно сопровождаться масштабным жилищным строительством. 

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники "круглого стола"  рекомендуют: 

Федеральному Собранию Российской Федерации:

Рассмотреть возможность разработки законодательного предложения о  внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части установления особенностей порядка постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений  гражданам, проживающим во временных строениях на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Правительству Российской Федерации:

1. Обеспечить выполнение комплекса мер, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2014 года № 28-р «Об утверждении комплекса мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье», в том числе принятия нормативных правовых актов, регулирующих предоставление жилых помещений гражданам, проживающим во временных сооружениях в зоне Байкало-Амурской магистрали. 

2. Рассмотреть вопрос о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», предусматривающие продление до 2020 года срока реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. 

3. Привести объемы финансирования мероприятий Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». 

4. Рассмотреть возможность включения Республики Саха (Якутия) в реализацию программных мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы». 

5. Рассмотреть возможность разработки стратегии экономического развития природно-ресурсной зоны Байкало-Амурской магистрали в части формирования:

  • горно-добывающего кластера, предусматривающего комплексную переработку полезных ископаемых, залегающих в зоне Байкало-Амурской магистрали;
  • агропромышленного кластера, основанного на добыче, сборе и переработке объектов животного и растительного мира, распространенного на данной территории. 

6. Разработать стратегию формирования на территории зоны Байкало-Амурской магистрали на территории зоны Байкало-Амурской магистрали на территории зоны Байкало-Амурской магистрали опорной сети железных и автомобильных дорог. 

7. Разработать комплекс мероприятий по восстановлению и развитию жилищно-коммунального хозяйства, жилищного строительства и реконструкции инженерных сетей на территории зоны Байкало-Амурской магистрали с учетом формирования условий для привлечения инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. 

8. В целях развития населенных пунктов, приостановления оттока населения в иные регионы рассмотреть предложения о разработке комплексной программы по проведению масштабного  жилищного строительства в зоне Байкало-Амурской магистрали, предусматривающей: 

  • создание гражданам Российской Федерации, проживающим или желающим проживать на этой территории, преференций в виде однократного бесплатного предоставления земельных участков в размере до 0,3 га для индивидуального жилищного строительства;
  • развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства, в первую очередь долгосрочного ипотечного кредитования, совершенствование форм и методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий. 

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенным в зоне Байкало-Амурской магистрали:

Завершить работу по инвентаризации аварийного и ветхого жилищного фонда, а также временных сооружений в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанию временных построек непригодными для проживания, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» по инвентаризации аварийного и ветхого жилищного фонда, а также временных сооружений в зоне Байкало-Амурской магистрали.