«Круглые столы»

«Новации в социальной сфере на региональном и муниципальном уровнях: опыт и перспективы»

Программа «круглого стола»

г. Омск, Областной Конгресс-холл,
3 этаж, синий зал

5 июня 2015 года,
13.30 часов

Модераторы:

АЗАРОВ Дмитрий Игоревич – председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

ВОВЧЕНКО Алексей Витальевич – заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

ПОЧИНОК Наталья Борисовна – исполняющая обязанности ректора Российского государственного социального университета

13.00–13.30

Регистрация участников «круглого стола»

13.30

Начало «круглого стола»

 

Вступительное слово:

 

АЗАРОВ Дмитрий Игоревич – председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Регламент:
доклад – 7 минут;
выступление – до 5 минут

 

Доклады:

 

БАТАЛИНА Ольга Юрьевна – председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов
»Законодательная поддержка развития социальных инноваций на федеральном и региональном уровне»

 

МОРОЗОВ Сергей Иванович – губернатор Ульяновской области
»Инновационный опыт Ульяновской области по работе с гражданами пожилого возраста. «За активное долголетие!»

 

КОВТУН Ольга Петровна – заместитель председателя правительства Пермского края
»Развитие негосударственного сектора в сфере оказания социальных услуг в Пермском крае»

 

ШАДРИН Артем Евгеньевич – директор Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России
»О реализации «дорожной карты» по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»

 

Выступления:

1.

ВАСИЛЬЕВ Олег Александрович – заместитель губернатора Вологодской области
»Социальные инновации в регионе: опыт, проблемы, перспективы»

2.

ГОРДЕЕВА Марина Владимировна — председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
»Семья и дети: приоритеты в оказании социальной помощи»

3.

АНТИМОНОВА Марина Юрьевна – министр социально-демографической и семейной политики Самарской области
»Развитие технологии «Приёмная семья для пожилых и инвалидов» в Самарской области»

4.

ИСАЕВ Никита Олегович – Директор Института актуальной экономики
»Бизнес во благо муниципалитета»

5.

ЛЕМКЕ Наталья Петровна — начальник Управления социального развития Комитета по социальной политике
Санкт-Петербурга
»Разработка и внедрение инновационных технологий социального обслуживания отдельных категорий граждан. Опыт Санкт-Петербурга»

6.

ПЕТРОСЯН Владимир Аршакович – министр Правительства Москвы, руководитель департамента социальной защиты населения города Москвы
»Повышение социальной активности населения в решении проблем города»
 

7.

СУРОВА Надежда Юрьевна — профессор, директор НИИ «Институт социального проектирования» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «РЭУ им. Г.В. Плеханова», председатель правления Ассоциации управленческих кадров, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации
РЫБАЛЬЧЕНКО Сергей Игоревич — профессор, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Институт научно — общественной экспертизы», член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации
»Развитие негосударственного сектора в социальной сфере: инновационные модели»

8.

КУЗИН Юрий Александрович – мэр города Череповца
»Социальное партнерство государства, общества и бизнеса в решении проблем семьи и детства в городе Череповце. Программа «Дорога к дому»
презентация

9.

РОДИОНОВ Владимир Анатольевич — исполняющий обязанности министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
»Создание условий как механизм управления инновационными процессами в системе социального обслуживания Иркутской области»

10.

СТРОГАНОВА Наталья Александровна – заместитель министра социальной политики Калининградской области
»Реализация эффективных практик и инновационных проектов в социальной сфере Калининградской области»

11.

ПЫХТИН Сергей Иосифович – министр социального развития Новосибирской области
»Новации в предоставлении социальных услуг гражданам: опыт Новосибирской области»
презентация

12.

АБДРЕЕВА Юлия Ивановна – заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
»О применении информационных технологий в межведомственной работе с семьями, находящимися в социально опасном положении»
презентация

13.

ЦУДИКМАН Вадим Яковлевич – директор сети негосударственных дошкольных образовательных организаций НОУ «АкадемГимназия»(Москва и Московская область), член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации
»Успешные практики негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере»

14.

КИРИЛЛОВА Марина Владимировна – начальник отдела семьи, женщин, детей и демографии Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области
«Социальный городок — учреждение нового типа»
презентация

15.

СОКИН Алексей Анатольевич — заместитель председателя Омского городского Совета, заместитель Председателя регионального совета Омского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления
»Практика реализации социальных проектов ВСМС на территории Омской области»

16.

БЫКОВА Татьяна Александровна – министр социальной защиты населения Республики Бурятия
»Новые социальные технологии работы с семьёй и детьми в Республике Бурятия»
презентация

17.

ИВАНОВА Ленара Хакимовна – министр труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
»О развитии негосударственного сектора в сфере социального обслуживания населения Республики Башкортостан»
презентация

18.

ПОЛЯКОВ Игорь Александрович – Президент Ассоциации организаций социального обслуживания населения Тюменской области
»Новации социального обслуживания в Тюменской области»
презентация

19.

ГАЛЕЕВА Светлана Фанавиевна – начальник управления по социальной политике Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
»Социально-реабилитационный центр для лиц в состоянии алкогольного опьянения»
 
презентация

20.

КРУТАЛЕВИЧ Артур Александрович – председатель Совета Межрегионального общественного движения Северо-Кавказского Федерального округа «Союз народов Ставрополья „За мир на Кавказе“, член комиссии Общественной палаты Ставропольского края по развитию гражданского общества, защите прав человека, межнациональным отношениям, казачеству и СМИ
»Опыт институтов гражданского общества Ставропольского края по военно-спортивной работе с детьми группы риска»

21.

МАСЛОВА Юлия Станиславовна – заместитель директора муниципального учреждения Некрасовского муниципального района Ярославской области «Комплексный центр социального обслуживания населения»
»Многопрофильный выездной лагерь для пожилых граждан «Второе дыхание»

22.

ЛОСКУТОВА Лариса Анатольевна — заместитель главы Администрации ЗАТО Северск Томской области
»Реализация межведомственных муниципальных проектов в социальной сфере. Опыт ЗАТО Северск Томской области»

23.

САБЕЛЬФЕЛЬД Виктор Германович — глава Азовского немецкого национального муниципального района Омской области
»Опыт функционирования специальных домов и взаимодействия с органами исполнительной власти Омской области по решению вопросов»
презентация

24.

ДЁМИН Владимир Васильевич – первый заместитель министра социального развития Оренбургской области
»О новых направлениях в организации детского отдыха и социальной поддержки граждан, нуждающихся в особой заботе государства»
презентация

25.

КАГИТИН Андрей Викторович – заместитель председателя Комитета социальной защиты населения Волгоградской области
»Опыт Волгоградской области по развитию стационарозамещающих форм социального обслуживания и организации социального сопровождения граждан пожилого возраста»
презентация

26.

БЕЛОШАПКИН Владимир Николаевич – заместитель начальника Управления по социальной политике – начальник отдела по социальной работе Администрации Алтайского края
»Развитие ответственного отцовства в Алтайском крае»

27.

ФАЕВСКАЯ Ирина Клавдиевна – министр социальной защиты населения Московской области
»Об опыте Московской области по привлечению частных организаций к предоставлению гражданам социальных услуг»

28.

ДЁМИНА Вера Дмитриевна — начальник Главного управления социальной защиты населения Курганской области
»Эффективные технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста в Курганской области»

29.

ПОРТНЯГИНА Тамара Александровна – начальник отдела стационарных учреждений социального обслуживания Министерства социальной политики
Красноярского края
»Развитие инфраструктуры в Красноярском крае для осуществления социальной реабилитации лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотиков и успешно завершивших программы медицинской реабилитации от наркозависимости»

 

Дискуссия участников «круглого стола»

 

Подведение итогов «круглого стола»

 

 

 

Заключительное слово

 

АЗАРОВ Дмитрий Игоревич – председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

Рекомендации

Участники "круглого стола" отмечают, что развитие социальной сферы является одной из основных задач российского государства, которая ежегодно отражается в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что система социальной помощи должна стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны; нельзя имитировать внимание к людям, медицинскую, социальную помощь; подчеркнул, что из репутации конкретных больниц, школ, университетов, социальных учреждений складывается общая репутация страны.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которой внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере позволит значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить обратную связь в отношении контроля своевременности и качества, а также повысить их доступность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", целью которой обозначено создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, а также повышение доступности социального обслуживания населения. Реализация Государственной программы Российской Федерации направлена, в числе прочего, на снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления; удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения; на создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения; решение проблемы беспризорности; преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.

В целях мониторинга деятельности субъектов Российской Федерации по реализации инновационных социальных проектов, программ и социальной практики, а также подготовки предложений по ее совершенствованию, в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 января 2015 года № 12-СФ создан Совет по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Участники "круглого стола" отмечают, что на сегодняшний день сфера социального обслуживания населения стоит перед целым рядом социально-демографических вызовов, которые требуют оперативных решений. Социальная политика должна стать инновационной и эффективной, индивидуально-ориентированной, базироваться на расширении востребованных и качественных услуг.

Одной из ступеней поступательного движения в данной сфере стала модернизация действующего законодательства по вопросам социального обслуживания. Федеральный закон от 28 декабря 2014 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предполагает целый ряд шагов в этом направлении: обязательное определение индивидуальной нуждаемости в предоставлении социального обслуживания; формирование и реализацию индивидуальной программы предоставления социальных услуг для каждого конкретного получателя; определение единых требований к порядку оказания услуг; обеспечение социального сопровождения. Отмечается важность предоставления возможности перераспределения нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации за счет расширения форм участия негосударственного сектора в социальном обслуживании граждан.

Однако принятие соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не означает, что задача модернизации законодательства о социальном обслуживании выполнена в полном объеме. Предстоит серьезная работа по практическому внедрению новых институтов, социальных методик и практик.

Реализация новых практик в сфере социального обслуживания населения является одним из значимых инструментов реализации социальной политики в субъектах Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации обновлена региональная нормативно-правовая база, разработаны программы и проекты, направленные на повышение качества социального обслуживания и развитие сферы предоставления социальных услуг; расширен перечень социальных услуг, предоставляемых бесплатно и за плату. Проводится оптимизация системы социального обслуживания путем объединения однотипных учреждений, в результате которой сокращается административно-управленческий персонал, пересматривается структура и штатные расписания учреждений в расчете на наиболее эффективные и пользующиеся спросом у населения услуги. Формируются индивидуальные программы предоставления социальных услуг на каждого получателя, что позволяет осуществлять персонифицированный подход к социальному обслуживанию граждан.

В субъектах Российской Федерации разработаны технологии, реализуемые в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста. Так, в Республике Татарстан реализуются технологии в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста в стационарной, полустационарной  форме обслуживания, в форме социального обслуживания на дому.

Широко распространена такая практика, как оказание социальной помощи мобильными бригадами (например, Республика Татарстан, Владимирская область, Калининградская область, Саратовская область, Краснодарский край, Тюменская область). Результатом работы мобильных бригад является снижение остроты социальных проблем социально незащищенных категорий населения, возможность получения услуг по месту проживания клиентов. Особенно важна такая практика для работы с гражданами пожилого возраста, проживающими в отдаленных сельских населенных пунктах.

В учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов применяются инновационные технологии, такие как "Компьютерная грамотность для пожилых", позволяющие освоить гражданам пожилого возраста и инвалидам навыки пользования простейшими компьютерными программами, повысить их социальную значимость в семье и в социальном окружении, приобщиться к знаниям, полученным из Интернета (например, Краснодарский край, Республика Крым, Тюменская область). В Республике Татарстан разработана технология "Этнические барабаны" (метод социально-культурной реабилитации, направленный на улучшение психоэмоционального и физического состояния  человека посредством игры на барабанах).

В Алтайском крае реализуется программа "Виртуальный мир, доступный каждому" по обучению основам компьютерной грамотности, которая реализуется в доме-интернате психоневрологического типа.

Разработана и применяется технология MOVE, которая является современным, высокотехнологичным методом, направленным на повышение качества жизни лиц, испытывающих трудности в передвижении и самообслуживании, с использованием реабилитационного оборудования -  ортопедических тренажеров для ходьбы, различных моделей телескопических  подъемников, вспомогательных средств по уходу за лежачими больными и др. Применение в учреждениях социального обслуживания специализированного оборудования также позволяет оказывать санитарно-гигиенические процедуры лицам с ограниченными возможностями, облегчить труд персонала и уменьшить затраты времени на ежедневный уход за лежачими подопечными  (Республика Татарстан). В целях результативности и эффективности внедрения технологии MOVE Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в 2014 году за счет средств бюджета Республики Татарстан приобретено современное реабилитационное оборудование на сумму более 27 188,7 тыс. рублей.

В Алтайском крае реализуется программа "Социальная реабилитация пожилых инвалидов. Клуб общения "Шаг вперед", прошедшая рецензирование в Алтайском государственном педагогическом университете и рекомендованная к реализации в интернатах психоневрологического типа.

Разработаны и применяются технологии, реализуемые организациями социального обслуживания семьи и детей. Например, технология индивидуальной реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями "Межведомственное социальное патронирование" (Республика Татарстан).

В целях упорядочения взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих в рамках межведомственной системы социального патронирования индивидуальную реабилитационную работу с семьей и несовершеннолетним, в каждом муниципальном районе функционирует муниципальный социально-реабилитационный консилиум (МСРК) (Республика Татарстан).

В субъектах Российской Федерации разработаны проекты по организации социального сопровождения женщин, сомневающихся в принятии своего новорожденного ребенка (например, Саратовская область, Калининградская область). В Калининградской области в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Надежда" открылось стационарное отделение "Молодая мама", где молодые мамы имеют возможность проживать, обеспечиваются горячим питанием, получают социально-реабилитационные услуги. Акцент в работе делается на решение вопросов трудоустройства и занятости женщин (профориентация, приобретение специальности, трудоустройство и т.п.), тем самым помогая женщине обеспечить в дальнейшем свою экономическую самостоятельность.

Заслуживает внимания такой проект, как оказание государственной социальной помощи в форме социального контракта (Калининградская область). Основными принципами реализации новой технологии оказания государственной социальной помощи являются добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при определении условий социального контракта, целевой характер оказания социальной помощи. Согласно данному проекту выявляются нуждающиеся семьи, разрабатывается программа их реабилитации (выхода из трудной жизненной ситуации) и заключается социальный контракт, в котором определены зоны ответственности сторон - органа социальной защиты населения муниципального образования, служб помощи семье и детям и самой семьи; специалисты социальных служб содействуют в оформлении отдельных документов, трудоустройстве, предоставлении психологической и юридической помощи, а также мер социальной поддержки - пособий, адресной помощи, жилищной субсидии, а также и т.п. В свою очередь, семья обязуется получить дополнительное образование, организовать собственное дело, привлечь другие нуждающиеся семьи к реализации социальных проектов и т.д. При этом денежные средства не предоставляются непосредственно гражданам, а используются в безналичном порядке. При заключении социального контракта основным требованием является использование и активизация внутреннего потенциала семьи. Максимальный размер государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущей семье с детьми, составляющий 100000 (сто тысяч) рублей на одну семью, имеют семьи, предложившие социально-ориентированные виды деятельности, актуальные для муниципального образования, в котором проживает семья, и направленные на организацию самозанятости.

В 2014 году в 7 муниципальных образованиях Калининградской области реализовывалась программа по оказанию государственной социальной помощи в форме социального контракта. В рамках социального контракта: созданы фермерские хозяйства по выращиванию плодоовощных культур (приобретены теплицы) и крупного рогатого скота; открыт парикмахерский салон; открыта автомастерская; организована деятельность по оказанию ремонтно-строительных услуг; открыт магазин детской одежды; открыта мастерская по производству пластиковых окон и производству высококачественного гипсополимерного искусственного декоративного камня. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета на указанные цели составил 2,3 млн. рублей, помощь получили 25 семей.

Получает свое развитие добровольческая (волонтерская) деятельность (например, Саратовская, Владимирская области, Республика Крым). В субъектах Российской Федерации приняты концепции развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи, целевые программы, направленные на создание условий для развития волонтерского детского и молодежного движения (например, Саратовская область). Во Владимирской области активно развивается волонтерское движение в рамках добровольческого движения "Добросаммит". Более 2 тыс. молодых людей, студентов и учащихся, активно участвуют в оказании различной помощи пожилым людям.

В ряде регионов реализуется инновационная форма социального обслуживания "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов". Инновационная модель семьи для одиноких пожилых людей и инвалидов - это возможность найти свой дом, семейное тепло и заботу, продлить жизнь в домашней обстановке, получить различные виды помощи и передать накопленный жизненный опыт другим членам семьи (например, Краснодарский край, Тюменская область).

Активно развивается инновационный проект "Социальный туризм", ориентированный на создание условий для полноценного отдыха и самореализации людей, в том числе с интеллектуальными нарушениями (например, Тюменская область).

В Оренбургской области разработан социальный проект "Сертификатная система организации отдыха и оздоровления детей", который направлен на внедрение сертификата на отдых и (или) оздоровление детей, подтверждающего право родителя на поддержку за счет бюджетных средств в виде полной или частичной оплаты услуг по отдыху и (или) оздоровлению (приобретению путевки), оказываемых организациями на территории Оренбургской области, включенными в региональный реестр учреждений и организаций, предоставляющих услуги в сфере отдыха и оздоровления детейю. Проект разработан для детей школьного возраста, детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, детей от 4 до 15 лет, нуждающихся в санаторном оздоровлении по заключению медицинских организаций, а также одаренных детей. Благотворительная акция "Крылья добра" направлена на социальную защиту граждан, нуждающихся в особой заботе государства (пенсионеры-инвалиды, в том числе семьи с ребенком-инвалидом, малоимущие семьи) в виде предоставления им транспортных услуг на безвозмездной основе на рейсах ОАО "Оренбургские авиалинии" по направлениям "Оренбург-Москва", "Оренбург-Санкт-Петербург", "Орск-Москва" и обратно в целях получения медицинских услуг в федеральных лечебных и реабилитационных центрах, а также переезда по особым сложившимся семейным обстоятельствам.

В целях определения механизма передачи оказания социальных услуг негосударственным организациям с 1 октября 2014 года в Республике Башкортостан в 4 муниципальных образованиях – город Стерлитамак, Стерлитамакский, Благоварский, Буздякский районы – реализуется пилотный проект по оказанию услуг в сфере социального обслуживания граждан на дому негосударственными организациями.

Рассмотрев существующие на региональном и муниципальном уровнях новации в социальной сфере, участники "круглого стола" рекомендуют

Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

  • об увеличении целевого финансирования в рамках федеральных и региональных программ на оказание адресной социальной помощи незащищенным слоям населения (семьям, имеющим несовершеннолетних детей, безработным гражданам, лицам, освободившимся из мест лишения свободы), а также на проведение оздоровительной кампании для детей из малообеспеченных семей, семей «группы риска»
  • о создании механизмов поддержки граждан, воспитывающих детей инвалидов, а также лиц, находящихся под опекой и попечительством;
  • о софинансировании за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по вводу дополнительных мест в психоневрологических интернатах, имея в виду необходимость ликвидации очередности в эти учреждения к 2018 году
  • о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части конкретизации механизмов исполнения обязанности совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителях и установления ответственности за неисполнение этих обязанностей;
  • о разработке нормативного правового акта, предусматривающего взимание платы с родителей в размере части получаемого ими пособия на ребенка-инвалида в случае передачи его для проживания в детский дом-интернат;
  • о расширении перечня налоговых льгот детям-инвалидам и лицам, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • о разработке нормативного правового акта, направленного на установление права на бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид;
  • о внесении уточнения в порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, в частности, не учитывать в структуре дохода инвалида денежные выплаты, связанные с получением льгот в натуральной форме;
  • о расширении мер социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, имеющими третью степень ограничения по всем основным категориям жизнедеятельности;
  • о создании условий для развития системы санаторно-курортного лечения инвалидов с интеллектуальными расстройствами и сочетанными нарушениями.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

  • обобщить в  2015 году результаты применения норм Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и сформировать единую правоприменительную практику с целью доведения ее до субъектов Российской Федерации;
  • в условиях тенденции старения населения и увеличения числа пожилых людей, страдающих деменцией и другими расстройствами интеллектуального и психического здоровья, предусмотреть при подготовке стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста, специальные принципы и меры по созданию для них альтернативных стационарному обслуживанию способов проживания, устройства и поддержке родственного ухода;
  • предусмотреть в проекте новой Государственной программы "Доступная среда":
    обеспечение в первоочередном порядке комплексной доступности (пандусы, поручни, средства для инвалидов по слуху и по зрению и др.) социально значимых объектов федерального уровня, расположенных на территории субъектов Российской Федерации (региональные структурные подразделения ФСС, ПФР, МВД России, Федеральной налоговой службы и других организаций);
  • создание (развитие) альтернативных интернату форм устройства и сопровождаемого проживания инвалидов, страдающих хроническими интеллектуальными и психическими заболеваниями;
  • проработать вопрос обеспечения гарантированного санаторно-курортного лечения инвалидов-колясочников на территории Республики Крым посредством выведения отдельных санаториев Крыма из системы конкурсных закупок и распределения региональных квот на данные путевки;
  • рассмотреть вопрос о включении должности специалиста по работе с семьей в постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 25 "Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации";
  • предусмотреть требования о повышении квалификации специалистов по работе с семьей в части обязательной сертификации не реже 1 раза в 5 лет.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах своей компетенции:

  • проводить социальную политику в рамках единого правового поля, основывающегося на нормах Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-Ф3 "О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации";
  • развивать стационаро-замещающие подходы к организации социального обслуживания, в том числе внедрять и реализовывать технологии, направленные на максимально длительное пребывание граждан пожилого возраста в привычных домашних условиях и развитие программ семейного ухода;
  • реализовывать мероприятия по повышению качества социального обслуживания и самореализации пожилых людей в стационарных учреждениях;
  • внедрять основные подходы и достижения геронтологии в практику работы медицинских организаций и специализированных учреждений социального обслуживания населения;
  • развивать социально-ориентированные проекты, социальные инициативы и практики в интересах пожилых людей с участием некоммерческих организаций, бизнес-структур, в том числе на основе Федерального закона от 28 декабря 201 3 года № 442-ФЗ "О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации";
  • обеспечивать поддержку наиболее уязвимых категорий пожилых людей, в том числе одиноких и одиноко проживающих, основанную на консолидации ответственности государства и общества;
  • стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию людей старшего поколения, создавать условия для самореализации людей старшего поколения и продления активного периода жизни граждан посттрудового возраста, в том числе посредством вовлечения их в различные формы активного и познавательного досуга пожилых людей, в том числе в рамках межведомственного партнерства;
  • обеспечивать комфортную и безопасную жизнедеятельность пожилого человека, включая мероприятия по адаптации жилья с учетом состояния здоровья, популяризации использования товаров, создающих возможности для самообслуживания и комфортных бытовых условий проживания;
  • обеспечить профессиональную подготовку персонала, занятого в предоставлении социальных услуг, с учетом изучения геронтологических и психологическим особенностей граждан пожилого возраста;
  • усилить внимание государственных структур и общества в целом к социальной проблеме взаимной интолерантности, дискриминации по возрасту и конфликтности поколений, формировать в обществе уважение к "личности пожилого человека";
  • активно развивать добровольчество и благотворительность в интересах пожилых граждан и инвалидов;
  • способствовать повышению доступности системы обучения пожилых граждан, активно привлекая к данному направлению работы коммерческие и социально ориентированные некоммерческие организации;
  • содействовать укреплению межпоколенческих связей;
  • уделять особое внимание повышению социальной активности пожилых граждан посредством развития инновационных форм социального обслуживания, в том числе образовательных программ, вокалотерапии, фототерапии, анималотерапии, социального туризма, творческих мастерских, литературно-музыкальных объединений, конкурсов, спортивно-оздоровительных мероприятий и т.п.