«Круглые столы»

«Об эффективности правовых, организационных и финансовых механизмов, используемых в целях обеспечения ускоренного и сбалансированного развития Дальнего Востока и Байкальского региона»

В соответствии с пунктом 4.10 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2015 года 26 ноября 2015 года в Совете Федерации будет проведен «круглый стол» на тему «Об эффективности правовых, организационных и финансовых механизмов, используемых в целях обеспечения ускоренного и сбалансированного развития Дальнего Востока и Байкальского региона».

На «круглом столе» планируется обсудить вопросы эффективности реализации государственной политики в области обеспечения ускоренного и сбалансированного развития Дальнего Востока и Байкальского региона с использованием разработанных для этой цели правовых, организационных и финансовых механизмов.

В работе «круглого стола» примут участие члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, бизнес-сообщества, научных и общественных организаций.

По итогам проведения «круглого стола» будут утверждены рекомендации по совершенствованию законодательства в области формирования стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Мероприятие состоится 26 ноября 2015 года в 16.00 в здании Совета Федерации по адресу: г. Москва, улица Б. Дмитровка, д. 26, зал 802 (белый).

Контакты: (495) 697–27–21 – главный советник аппарата Комитета Мациевский Виктор Иванович.

Рекомендации

Участники "круглого стола", проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 26 ноября 2015 года с участием представителей федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций, а также хозяйствующих субъектов, обсудив вопрос об эффективности правовых, организационных и финансовых механизмов, используемых в целях обеспечения ускоренного и сбалансированного развития Дальнего Востока и Байкальского региона (далее – ДВиБр), отмечают следующее.

В современных условиях в связи с возрастанием в мировой экономике роли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) одним из приоритетных направлений развития Российской Федерации становится ускоренное и сбалансированное развитие субъектов Российской Федерации ДВиБр, которые служат ключевым звеном в интеграционных процессах со странами АТР.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что подъём Сибири и Дальнего Востока является стратегической целью, на достижение которой должны идти ресурсы государства и частного бизнеса. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года он заявил, что развитие данного макрорегиона "наш национальный приоритет на весь XXI век".

В настоящее время в развитии ДВиБр имеется много проблем: с 1990 года численность населения в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) сократилась более чем на 20 процентов (в 1 полугодии 2015 года миграционная убыль составила 12 041 человек), что привело к дефициту трудовых ресурсов; сохраняются низкие уровень и качество жизни населения, значительное отставание в экономическом развитии: неразвитость энергетической и транспортной инфраструктур, невысокий уровень диверсификации и инновационности экономики, имеющей ярко выраженную сырьевую направленность, недостаток инвестиционных ресурсов (в первом полугодии 2015 года объем инвестиций в основной капитал составил 6,2% от объема инвестиций по России), существенное отставание от уровня развития других российских регионов (объем валового регионального продукта, произведенного в 2014 году, составил 5,1% от общего объема валового регионального продукта).

В целях решения указанных проблем основополагающее значение имеет выработка адекватных правовых, организационных и финансовых механизмов и их эффективное использование в целях обеспечения ускоренного и сбалансированного развития ДВиБр.

В последние годы разработан широкий комплекс мер, направленных на решение данной задачи, закрепленный, в том числе, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р), Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года), Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах и других.

Также принят ряд документов, непосредственно направленных на развитие ДВиБр. На федеральном уровне приняты: Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р), Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р), государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308), федеральные целевые программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 480), "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 года № 478), "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 793), "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 года № 847).

Принят ряд федеральных законов, регулирующих отдельные вопросы развития ДВиБр, в том числе: от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", от 30 сентября 2013 года № 267-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации", от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".

На региональном уровне также принято значительное число стратегий, программ развития, законов субъектов Российской Федерации, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития регионов.

Создан специальный административный аппарат по управлению развитием ДВиБр и привлечению сюда инвестиционных ресурсов: Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона (постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2013 года № 810), Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 664), акционерные общества "Корпорация развития Дальнего Востока" (постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 432) и "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", автономные некоммерческие организации "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 года № 1712-р) и "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 года № 1713-р).

Принят ряд мер, направленных на финансовое обеспечение решения задач ускоренного развития ДВиБр, как в рамках привлечения государственных инвестиций (в 2015 году объем финансирования ДФО из государственных программ Российской Федерации составил 114,7 млрд. рублей, что на 33,3 млрд. рублей больше, чем в 2014 году), так и путем создания финансовых, инвестиционных и иных инструментов развития макрорегиона (инвестиционных региональных проектов, территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон и др.).

В результате принимаемых мер произошла определенная активизация экономической деятельности в макрорегионе, о чем свидетельствуют ускорение темпов его экономического развития по отдельным показателям (в первой половине 2015 по отношению к уровню соответствующего периода 2014 года оборот организаций по всем видам деятельности составил 106,9%, индекс промышленного производства – 104,4%, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата увеличилась на 6%).

Тем не менее, анализ результатов социально-экономического развития ДВиБр показывает, что эффективность принимаемых мер и используемых механизмов такого развития остается на недостаточно высоком уровне.

Значительным препятствием для развития макрорегиона является неразработанность до настоящего времени основополагающих документов в рамках реализации Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации, Стратегии пространственного развития Российской Федерации и др.), недостаточная согласованность действующих нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях в области стратегического развития макрорегиона (стратегий и концепций развития, целевых и отраслевых инвестиционных программ), а также недостаточно высокое качество принимаемых документов, что не позволяет эффективно концентрировать ресурсы (финансовые, информационные, кадровые и т.д.) на решение поставленных задач.

Так, согласно информации Счетной палаты об основных итогах контрольного мероприятия "Анализ планирования и реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", включая оценку сбалансированности целей, задач, индикаторов, мероприятий и финансовых ресурсов, а также ее соответствия долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации с подготовкой проекта доклада Президенту Российской Федерации" от 4 сентября 2014 года № ИКМ-126/13-04, данная государственная программа имеет ряд недостатков, в том числе – несогласованность ее целей с другими стратегическими документами по развитию ДВиБр, недостаточность состава ее задач и комплекса мероприятий для обеспечения реализации государственной политики в макрорегионе, несоответствие целевых значений показателей (индикаторов) программы с целевыми значениями показателей для данного макрорегиона в иных государственных программах и другие.

Для проведения грамотной социально-экономической политики в макрорегионе должна быть создана эффективная система управления. Однако имеются недостатки в организации и деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Согласно Положению о Министерстве (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 664), его функции распространяются только на территорию Дальневосточного федерального округа и не охватывают территорию Байкальского региона, что не обеспечивает комплексный подход к развитию всего макрорегиона.

Имеют место задержки с реализацией министерством принятых решений. Так, решениями по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона от 22 июля 2015 года Минвостокразвитию России и ряду других министерств было дано поручение до 1 ноября 2015 года обеспечить внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные акты, предусматривающих механизм прямого действия по предоставлению налоговых льгот инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на Дальнем Востоке, и предоставление налогоплательщикам, осуществляющим туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, налоговых льгот и преференций, однако данное поручение до настоящего времени не выполнено.

Нет на сегодняшний день полноценной отдачи от деятельности созданного в 2011 году ОАО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", который до настоящего времени не сумел приступить к полноценной работе из-за его недостаточной капитализации (в настоящее время уставный капитал фонда составляет только 15,5 млрд. рублей) и недоработанности механизмов выделения средств. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года Правительству Российской Федерации было поручено проработать вопрос о докапитализации этого фонда, в том числе путем направления части прироста федеральных налогов, который будет получен за счет открытия новых предприятий в регионе, однако до настоящего времени это поручение еще не выполнено.

Серьезные недостатки имеются в реализации мер в сфере финансовой и инвестиционной политики на территории ДВиБр. Выделение и использование финансовых ресурсов на реализацию программ социально-экономического развития макрорегиона осуществляется не всегда удовлетворительно.

Так, согласно заключению Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год, кассовое исполнение по государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" на 1 июля 2014 года составляло только 456,6 млн. рублей, или 1,6% уточненной сводной бюджетной росписи.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов" общая сумма расходов на реализацию этой госпрограммы в 2015 году была предусмотрена в объеме 45,4 млрд. рублей, однако в результате внесенных в федеральный закон изменений расходы на нее были снижены до 19,9 млрд. рублей (43,7%).

В последние годы были выделены государственные инвестиции на крупные инвестиционные проекты на территории ДВиБр (объекты к форуму АТЭС, строительство трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", федеральной автомобильной дороги "Амур" (Чита-Хабаровск). Однако такие инвестиции, хотя они и были направлены на развитие инфраструктуры, не привели к существенному ускорению и комплексному развитию макрорегиона, поскольку не создают условий для диверсификации и изменения структуры его экономики, для комфортного проживания населения, а нацелены на обслуживание транзитной деятельности, дают минимальный прирост производственных мощностей, социальных объектов и налоговой базы, не стимулируют привлечения частных инвесторов на территорию макрорегиона. Это свидетельствует об отсутствии системного подхода в осуществлении инвестиционной политики в макрорегионе.

Неэффективным оказался механизм налоговых преференций для организаций, реализующих инвестиционные проекты в макрорегионе, созданный Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации", на который возлагались большие надежды. За два года реализации данного федерального закона в реестр участников таких проектов были включены только три организации.

В настоящее время на территории ДФО сформировано 9 территорий опережающего социально-экономического развития в рамках реализации Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", на которые планируется выделить из федерального бюджета почти 21 млрд. рублей и ожидается привлечение свыше 240 млрд. рублей частных инвестиций, однако эффективность их работы можно будет оценить только через 1,5-2 года.

Не всегда результативна и требует улучшения работа с инвестиционными средствами также на региональном уровне. Так, в ходе проведения контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации выявляются факты неэффективного и нецелевого использования средств федерального бюджета, а также другие нарушения со стороны субъектов Российской Федерации.

Недостаточно активно используются на территории ДВиБр и другие инвестиционные и финансовые инструменты, такие как особые экономические зоны, государственно-частное партнерство, банковское кредитование. Так, в ДФО созданы только 4 особые экономические зоны и, например, за 5 лет работы портовой зоны "Советская Гавань" Хабаровского края в ней не было зарегистрировано ни одного резидента.

Участники "круглого стола", отмечая недостаточную эффективность ряда правовых, организационных и финансовых механизмов, используемых в целях обеспечения ускоренного и сбалансированного развития ДВиБр, считают необходимым скорректировать содержание этих механизмов и активизировать их применение, в связи с чем рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:В сфере совершенствования правовых механизмов:

учесть при подготовке новой редакции государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона":

  • замечания, указанные в информации Счетной палаты от 4 сентября 2014 года № ИКМ-126/13-04;
  • необходимость строительства на территории ДВиБр инфраструктурных объектов в пределах крупных действующих и перспективных горнопромышленных узлов;
  • финансирование инвестиционных проектов Байкальского региона в планируемом первом этапе её реализации, а также создание территорий опережающего  социально-экономического развития в Байкальском регионе;

ускорить подготовку документов в рамках реализации Федерального закона "О государственном стратегическом планировании", обеспечить согласование с указанными документами нормативных актов в сфере развития ДВиБр;

ускорить работу по включению в государственные программы Российской Федерации специальных разделов, предусматривающих мероприятия по опережающему развитию Дальнего Востока, а также Байкальского региона, определив в них индикаторы и ключевые показатели эффективности реализации этих мероприятий; рассмотреть возможность включения в государственные программы Российской Федерации специальных подпрограмм или мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, а также строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, ранее исключенных из федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года";

предусматривать приоритетность выделения ресурсов на финансирование объектов, расположенных в субъектах Российской Федерации, входящих в ДВиБр, при разработке и корректировке отраслевых федеральных целевых программ;

рассмотреть целесообразность разработки проекта федерального закона, устанавливающего основные принципы, организационные, административные, финансовые и иные механизмы, обеспечивающие ускоренное и комплексное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, а также о приграничных территориях Российской Федерации, в целях создания правовой основы для устойчивого развития этих территорий;

поручить федеральным органам исполнительной власти провести мониторинг действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы развития ДВиБр, в целях оценки эффективности механизмов правоприменения и выработки мер по их совершенствованию;

активизировать мероприятия, направленные на заключение российско-монгольско-китайского межправительственного соглашения о международном автомобильном сообщении в целях организации транзитных автомобильных грузоперевозок из Китая через Монголию в Россию.

В сфере совершенствования механизмов управления:

рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 664, распространив функции Министерства также на территорию Байкальского региона (Республику Бурятия, Забайкальский край и Иркутскую область), в целях обеспечения комплексного решения задач развития всего макрорегиона;

принять меры для оптимизации управленческих функций органов, ответственных за обеспечение развития ДВиБр, включая уточнение зон ответственности между ними и четкую регламентацию их взаимодействия;

рассмотреть целесообразность использования территории ДВиБр для апробации новых управленческих инструментов в рамках реализации пилотных проектов.

В сфере совершенствования финансовых и инвестиционных механизмов:

принять меры по обеспечению своевременного и полного выделения средств из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственных и федеральных целевых программ социально-экономического развития ДВиБр, рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на реализацию их мероприятий при корректировке федерального бюджета на 2016 год и последующие годы;

разработать меры по совершенствованию установленной в Федеральном законе "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" системы налоговых преференций для участников региональных инвестиционных проектов, в том числе путем снятия ограничения на возможность участия одной организации в реализации двух и более региональных инвестиционных проектов, а также корректировки требования о применении льготной ставки по налогу на прибыль организаций только при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации таких проектов, составляют не менее 90% всех доходов организации;

рассмотреть возможность:

  • направления части доходов от федеральных налогов, полученных в результате реализации новых проектов на территории ДВиБр, для инвестирования в развитие ДВиБр;
  • включения в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" объектов строительства, незавершенных в результате секвестирования средств федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2013 года";
  • установления льготы по налогу на прибыль в зависимости от вида деятельности резидента территории опережающего социально-экономического развития;
  • компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, возникающих в связи с обеспечением налоговой поддержки резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на Дальнем Востоке;
  • исключения из состава недополученных доходов по региональным налогам и по налогу на прибыль организаций в результате действия налоговых льгот, установленных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, налоговых льгот, введенных во исполнение Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации";
  • включения в число источников формирования региональных инвестиционных фондов разовых платежей за пользование недрами;
  • продления до 31 декабря 2025 года действия "нулевой" ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа;
  • снижения размера страховых взносов во внебюджетные фонды для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории ДВиБр;
  • предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов на закупку и доставку муки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов;
  • определения понятия "полевое довольствие" и нормирования его размера для целей налогообложения;
  • выравнивания транспортных тарифов на территории ДВиБр до среднероссийского уровня за счет выделения целевых компенсаций из федерального бюджета и субсидирования перевозок грузов всеми видами транспорта;
  • пролонгации на 2016 год действия программы федерального лизинга по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования и докапитализации ОАО "Росагролизинг" под выполнение данной программы;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в:

  • Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594), в части включения в нее нормы, предусматривающей участие субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДВиБр, в мероприятиях данных программ с долей софинансирования из региональных бюджетов не более 5%;
  • Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588) в части предоставления возможности субъектам Российской Федерации по перераспределению субсидий в разрезе мероприятий программ, а также изменения перечня мероприятий в пределах установленных лимитов субсидий;
  • Порядок формирования и ведения перечня организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли" (приказ Минпромторга России от 27 марта 2015 года № 596) в части снижения для предприятий сельскохозяйственного машиностроения ДВиБр критериев по численности персонала до 200 человек и объема выручки до 850 млн. рублей;
  • Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999) в части исключения для субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДВиБр, показателя численности населения, а также введения с 2016 года повышающих коэффициентов в отношении субсидий и иных межбюджетных трансфертов;
  • Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 1605) в части применения повышающего коэффициента для регионов с плотностью населения менее 5 чел./км2 и занимающих приграничное положение;
  • Методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670) в части исключения стоимости добытых полезных ископаемых и суммы выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот из оценки налогового потенциала субъекта Российской Федерации при расчете межбюджетных трансфертов;
  • Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2012 – 2013 годах, на цели реализации инвестиционных проектов создания новых высокотехнологичных обрабатывающих производств" (постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 года № 2) в части установления показателя производительности труда на уровне среднерегионального значения и снижения количества созданных высокотехнологичных рабочих мест со 100 до 50 человек, а также – объема инвестиций в проект с 500 млн. рублей до 200 млн. рублей;
  • Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники" (постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432) в части исключения требования к производителю сельскохозяйственной техники о наличии не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации пунктов сервисного обслуживания;
  • Правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков (постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года № 1119) в части снижения требований к показателям индустриального парка, создаваемого в населенных пунктах, численность населения в которых не превышает 250 тыс. человек;
  • Официальную статистическую методологию организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен (приказ Росстата от 30 декабря 2014 года № 734) в части учета в ней: набора товаров и услуг для наблюдения за ценами и тарифами и расчета индексов потребительских цен на непродовольственные товары и услуги применительно к расчету прожиточного минимума; обследования потребительских цен организаций, реализующих товары (услуги) с минимальной торговой надбавкой (тарифами) для всего населения, за исключением предприятий, реализующих продукцию (услуги) по высоким ценам (тарифам); минимального уровня потребительских цен на отдельные виды товаров и услуг для определения прожиточного минимума;

предусмотреть в правилах и методиках распределения трансфертов, по которым отсутствует возможность установления повышающего коэффициента для субъектов Российской Федерации ДВиБр, условие по первоочередному (приоритетному) рассмотрению их заявок;

оказать поддержку реализации инвестиционных проектов на территории монопрофильных населенных пунктов на территории ДВиБр, предусмотрев при этом возможность финансирования некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" также монопрофильных населенных пунктов, входящих во вторую категорию;

увеличить объем государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях, путем введения повышающего коэффициента 1,5 для получения субъектами Российской Федерации субсидий из средств федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и других видов государственной поддержки агропромышленного комплекса;

предусмотреть распределение средств федерального бюджета на мероприятия по экономическому и социальному развитию ДВиБр пропорционально численности населения, проживающего в субъектах Российской Федерации этого макрорегиона, в целях выравнивания условий развития и финансирования дальневосточных субъектов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, расположенных в Байкальском регионе;

поручить Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона рассмотреть вопрос о поддержке инвестиционных проектов Байкальского региона.

В сфере совершенствования механизмов привлечения трудовых ресурсов:

рассмотреть возможность:

  • льготного ипотечного кредитования с возможностью списания задолженности за кредит на приобретение жилья после 10 лет работы на реализации приоритетных проектов;
  • безвозмездного предоставления в пользование земельных участков для участников фермерских хозяйств (до 50 га) с возможностью их перехода в собственность после 10 лет фермерской деятельности;
  • предоставления "подъемных" (до 100 тыс. рублей), связанных с переездом переселенцев для устройства на работу в районы формирования новых промышленных центров ДВиБр
  • льготного порядка проезда в любую точку России и обратно для переселенца и членов его семьи.

включения в программы переселения соотечественников, направляющихся для проживания на территории ДВиБр, таких мероприятий, как оказание помощи в развитии малого и среднего бизнеса, включая создание крестьянских и фермерских хозяйств, предоставления возможности целевого обучения в вузах по востребованным и остродефицитным в макрорегионе специальностям.

2. Федеральному Собранию Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

  • № 801288-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (об уменьшении ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов);
  • № 930602-6 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • № 527476-6 "О внесении изменений в статьи 284 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о предоставлении налоговых льгот для организаций-участников особой экономической зоны в Магаданской области);

рассмотреть вопрос о внесении изменений в:

Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" в части:

  • установления единого особого правового режима осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, как на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, так и на территориях прочих муниципальных образований;
  • возможности присвоения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития градообразующим организациям моногорода и их дочерним организациям в случае реализации ими мероприятий, направленных на привлечение инвестиций и диверсификации экономики моногородов, а также индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты на территории моногорода;
  • расширения перечня субъектов Российской Федерации, на территории которых возможно создание территорий опережающего социально-экономического развития без 3-летней отсрочки, и распространения мер государственной поддержки и особого порядка осуществления деятельности на территорию Байкальского региона с 1 апреля 2016 года;
  • предоставления возможности финансирования строительства объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов моногорода, за счет средств федерального бюджета (управляющей компании);
  • предоставления дополнительных преференций для индивидуальных предпринимателей в части снижения процентной ставки по упрощенной системе налогообложения и налога на имущество физических лиц, используемого для реализации инвестиционного проекта;

Налоговый кодекс Российской Федерации в части:

  • уменьшения срока аренды земельного участка до 5 лет либо установления срока аренды земельного участка в соответствии с определенным проектной документацией сроком реализации регионального инвестиционного проекта (пункт 7 статьи 25.9);
  • пересчета налога на добычу полезных ископаемых и начисления пени только в случае нарушения, которое влечет досрочное прекращение пользования недрами из-за виновных действий недропользователя (пункт 3 статьи 342.3);

обеспечить приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов, направленных на развитие ДВиБр;

активнее использовать право парламентского контроля в рамках реализации Федерального закона "О парламентском контроле" за проведением мероприятий в сфере развития ДВиБр в целях повышения эффективности системы государственного управления, привлечения внимания государственных органов к выявленным недостаткам в целях их устранения, изучения практики применения законодательства и выработки рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации в указанной сфере.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальных образований на территории ДВиБр:

актуализировать с участием предпринимательского сообщества стратегии и программы развития региона и муниципального образования на основе федеральных документов стратегического планирования;

определить перечень приоритетных проектов, обеспечивающих ускоренное развитие региона и муниципального образования, шире использовать инвестиционные, финансовые и иные механизмы при их реализации;

обеспечить эффективное и целевое использование средств федерального бюджета, получаемых на социально-экономическое развитие территорий;

активизировать взаимодействие (финансовое, организационное, консультационное) с институтами развития (АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", АО "Корпорация развития Дальнего Востока" и др.);

развивать практику межведомственного взаимодействия при реализации региональных и муниципальных программ развития, мер развития малого и среднего бизнеса, в том числе в электронной форме;

принять меры по повышению миграционной привлекательности и стимулированию привлечения трудовых ресурсов на территорию ДВиБр.

4. Коммерческим организациям, действующим на территории ДВиБр:

ОАО "Российские железные дороги", ПАО "Российские сети", ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" ускорить проведение совместных работ по проектированию и внедрению технических решений, направленных на увеличение пропускной способности воздушных линий электропередач напряжением 220 кВ, за счет модернизации или строительства новых линий в целях обеспечения электроснабжением Транссибирской железнодорожной магистрали и прилегающих к ней территорий;

Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" разработать дополнительные механизмы обеспечения эффективной деятельности ОАО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона";

банкам с государственным участием (ОАО "Сбербанк России", ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Банк ВТБ") активизировать деятельность по кредитованию инвестиционных проектов на территории ДВиБр;

повысить культуру ведения бизнеса, подготовки и реализации своих бизнес-проектов, расширять взаимодействие с органами государственной власти, органами муниципальных образований, предпринимательскими структурами и институтами развития в целях обеспечения эффективности своей деятельности.