«Круглые столы»

«О мерах по дальнейшему комплексному социально-экономическому развитию Южной Якутии»

Рекомендации

В рамках празднования 40-летия образования Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и г. Нерюнгри 7 ноября 2015 года в г. Нерюнгри состоялся выездной "круглый стол" Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему "О мерах по дальнейшему комплексному социально-экономическому развитию Южной Якутии".

Мероприятие прошло при поддержке Правительства Республики Саха (Якутия) и Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) при участии представителей Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), институтов развития, коммерческих, общественных организаций, малого бизнеса.

Южная Якутия, имеющая выгодное экономико-географическое и геостратегическое положение, крупные месторождения полезных ископаемых, а также значительные гидроэнергетические ресурсы, является наиболее привлекательным регионом для полномасштабного первоочередного комплексного промышленного освоения.

По территории Южной Якутии проходят Амуро-Якутская железнодорожная магистраль, связывающая Транссибирскую магистраль (Транссиб) и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) с Якутией, федеральная автодорога М 56 "Большой Невер – Якутск", магистральные высоковольтные линии 220 кВ, нефтепровод "Восточная Сибирь – Тихий Океан", а также будет проложен в ближайшие годы газопровод "Сила Сибири".

Комплексное социально-экономическое развитие Южной Якутии, связанное, прежде всего, с освоением природно-ресурсного и транзитного потенциала региона, возможно только при ликвидации основных "узких" мест в развитии инфраструктуры – дефицита энергетической, электросетевой и транспортной инфраструктур.

Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Южной Якутии и в целом Республики Саха (Якутия) выступает железнодорожная линия Беркакит-Томмот-Якутск. В рамках комплексного социально-экономического развития Южной Якутии по планируемым крупным инвестиционным проектам Инаглинского угольного комплекса, Таежного железорудного месторождения, ЗАО "Кабактинское" объем перевозок грузов к 2018 году достигнет более 5 млн. тонн.

Реализация крупных инвестиционных проектов позволит существенно увеличить объемы перевозок на участке Беркакит – Томмот, пропускная способность которого уже исчерпана. В связи с этим остро стоит вопрос проведения работ по снятию инфраструктурных ограничений участка железнодорожной линии Беркакит – Томмот и строительства "капиллярных" железнодорожных линий, что позволит вовлечь в хозяйственный оборот значительное число месторождений полезных ископаемых.

На территории Южной Якутии в 2015 году планируется к вводу высоковольтная линия 220 кВ, соединяющая Западный и Южно-Якутский энергорайоны.

С пуском магистрального газопровода "Сила Сибири" и началом промышленной эксплуатации газовых месторождений на Западе Якутии появится возможность газификации прилегающих населенных пунктов и промышленных объектов Южной Якутии.

Завершается строительство высоковольтной линии 220 кВ "Нерюнгринская ГРЭС Нижний Куранах Томмот Майя" с подстанциями в г. Томмоте и с. Майе. Строительство данной линии позволит решить задачу объединения Центрального и Южно-Якутского энергорайонов республики.

Согласно Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2006 года № 411 и одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 8 февраля 2007 года, на Дальнем Востоке России планируется создание многоотраслевого промышленного района с использованием природно-ресурсного потенциала Южной Якутии на базе формируемой транспортной и электросетевой инфраструктуры. Реализация данной задачи возможна на основе использования механизмов государственно-частного партнерства.

Важное значение для экономики Республики Саха (Якутия) имеет Южно-Якутский территориально-производственный комплекс по добыче высококачественных коксующихся углей, который является крупнейшим угледобывающим предприятием на Дальнем Востоке и включает Нерюнгринский угольный разрез мощностью свыше 10 млн. тонн угля в год, обогатительную фабрику, Нерюнгринскую ГРЭС, строительную и ремонтную базу. Для обслуживания этого комплекса построен благоустроенный город Нерюнгри, население которого в 2015 году составило более 58 тыс. человек.

С 2008 года реализуется Инвестиционный проект общегосударственного значения "Комплексное развитие Южной Якутии". В рамках данного проекта за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации проведена разработка проектной документации объектов необходимой инфраструктуры, Канкунской гидроэлектростанции, а также разработан проект Инаглинского угольного комплекса и начато его строительство за счет собственных средств инвестора (ООО УК "Колмар"). В настоящее время завершено строительство железнодорожной линии "Чульбасс – Инаглинский угольный комплекс", на завершающей стадии находится проектирование электросетевой инфраструктуры, продолжается проектирование промышленных объектов.

В апреле 2014 года состоялся Первый Нерюнгринский бизнес-форум "Южная Якутия. Стратегия на опережение. Инвестиции в будущее", целью которого являлось создание платформы для привлечения инвестиций в экономику Южной Якутии.

В 2015 году Правительством Российской Федерации произведен отбор инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальневосточного федерального округа, в числе которых предусмотрены проекты по строительству инфраструктуры Инаглинского и Таежного горно-обогатительных комбинатов.

Республика Саха (Якутия) одним из первых субъектов Российской Федерации использовала механизм предоставления налоговых преференций организациям, реализующим региональные инвестиционные проекты, поддержав проект развития Эльгинского угольного комплекса, создаваемого на базе крупнейшего месторождения Южной Якутии.

На территории Южной Якутии создаются благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства: функционирует технопарк и бизнес-инкубатор, им оказывается всесторонняя, в том числе прямая финансовая поддержка.

Здесь находятся два монопрофильных населенных пункта, вошедших в федеральный перечень моногородов – город Нерюнгри (градообразующее предприятие ОАО ХК "Якутуголь") и поселок Нижний Куранах (градообразующее предприятие ОАО "Алданзолото ГРК").

Нерюнгринский район Республики Саха (Якутия) является исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера – эвенков. В условиях ускоренного развертывания на территории Южной Якутии новых промышленных производств необходимо обеспечить соблюдение баланса интересов промышленных предприятий и коренного населения.

Снятие инфраструктурных ограничений, строительство новых предприятий по добыче и глубокой переработке полезных ископаемых, выпуск новой высокотехнологичной продукции, востребованной как в России, так и на мировых рынках, создание новых рабочих мест и комфортных условий для проживания – ключевые ориентиры для создания новых точек роста экономики Южной Якутии, отвечающие современным вызовам, стоящим перед Дальним Востоком и перед всей Россией.

Одним из приоритетных направлений освоения Южной Якутии является создание сети территориально-локализованных зон инвестиционной активности в перспективных отраслях экономики.

Для обеспечения дальнейшего поступательного социально-экономического развития Южной Якутии, направленного на максимальное использование географических и сырьевых преимуществ и интенсивное развитие перерабатывающих производств, необходимо принятие ряда мер, в связи с чем участники "круглого стола" рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) ускорить реализацию мер, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 302-р, в части завершения работ по разработке проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", произвести актуализацию указанного инвестиционного проекта с учетом необходимости внедрения новых экономических и финансовых механизмов для его эффективной реализации, а также использовать опыт работы ОАО "Корпорация развития Южной Якутии", обеспечивающей реализацию  инвестиционного проекта, при формировании Правительством Российской Федерации предложений по работе специального проектного офиса для сопровождения наиболее значимых проектов комплексного развития территорий в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015  года;

2) учесть при подготовке новой редакции государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" необходимость включения в нее мероприятий, направленных на снижение транспортных тарифов, тарифов на энергию и развитие инфраструктуры в макрорегионе;

3) оказать поддержку исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия) и ОАО "Корпорация развития Южной Якутии" по созданию в регионе индустриальных парков и промышленных площадок, в том числе в области лесопереработки, металлообработки, производства строительных и сопутствующих материалов, переработки производственных и твердых бытовых отходов, а также по реализации первой очереди инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" (строительство Инаглинского угольного комплекса и Таежного железорудного комбината);

4) рассмотреть предложения ОАО "Корпорация развития Южной Якутии" о создании на базе Южно-Якутского территориально-производственного комплекса по добыче угля новых перспективных площадок территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации";

5) рассмотреть вопрос о передаче в федеральную собственность объектов строительства участка Беркакит – Томмот и пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, финансируемых за счет средств АО "Республиканская инвестиционная компания", с последующим их внесением в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги";

6) рассмотреть вопрос о финансировании в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 г.)" мероприятия по доведению участков железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск до норм постоянной эксплуатации;

7) включить мероприятия по техническому оснащению станции Беркакит в инвестиционную программу "БАМ-2" ОАО "Российские железные дороги";

8) оказать поддержку деятельности горнорудных и угледобывающих компаний Южной Якутии, в том числе путем принятия мер по субсидированию банковской процентной ставки, использованию единых тарифов ОАО "Российские железные дороги" при перевозке грузов, следующих по железным дорогам с переходом с железнодорожных путей ОАО "Железные дороги Якутии" на пути ОАО "Российские железные дороги", и других мер;

9) рассмотреть возможность финансирования Фондом развития моногородов инвестиционных проектов на территории монопрофильных населенных пунктов Республики Саха (Якутия), входящих во вторую и третью категории;

10) ускорить решение вопроса по обеспечению лиц (1670 человек), получивших временное жилье в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, жилыми помещениями в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище".

2. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1) обеспечить приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов, направленных на развитие Дальнего Востока и Байкальского региона;

2) внести изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 года
№ 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части более полного регулирования вопросов муниципально-частного партнерства;

3) ускорить рассмотрение проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

3. Органам государственной власти и органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия):

1) обеспечить при разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года № 228 "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)" включение в нее мер по ускоренному и комплексному развитию Южной Якутии;

2) обеспечить совершенствование республиканского законодательства и принятие других мер по созданию на территории республики территориально-локализованных зон инвестиционной активности (индустриальных парков, промышленных парков, территорий опережающего социально-экономического развития);

3) принять необходимые меры по созданию на базе Южно-Якутского территориально-производственного комплекса по добыче угля территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации";

4) разработать и принять программу по развитию монопрофильных населенных пунктов Республики Саха (Якутия) с мерами поддержки создания и развития производств, направленных на диверсификацию экономики;

5) при разработке проектов промышленного освоения территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера обеспечить соблюдение требований Закона Республики Саха (Якутия) "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)";

6) принять участие в разработке правовых механизмов обязательного заключения соглашений между компаниями-недропользователями и коренными малочисленными народами Севера при промышленном освоении территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

7) обратиться в Коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с инициативой о рассмотрении совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации целесообразности размещения объектов оборонно-промышленного комплекса (по производству продукции двойного назначения) на территории города Нерюнгри.

4. Коммерческим и общественным организациям, действующим на территории Южной Якутии:

1) ПАО "Газпром" рассмотреть вопрос о внесении изменений в Концепцию участия ПАО "Газпром" в газификации регионов Российской Федерации, определяющих особые условия для регионов Дальневосточного федерального округа, имеющих низкий уровень рентабельности по проектам газификации населенных пунктов;

2) коммерческим организациям (ОАО "Якутуголь" (Мечел), ОАО "Алданзолото ГРК", ООО "Колмар" и другим) актуализировать программы своей деятельности с учетом мер, предусмотренных в стратегических документах Республики Саха (Якутия), направленных на обеспечение ускоренного и комплексного развития Южной Якутии;

3) ОАО "Корпорация развития Южной Якутии" совместно с участниками инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" и организациями, входящими в Южно-Якутский территориально-производственный комплекс, подготовить предложения по созданию в Южной Якутии территории опережающего социально-экономического развития;

4) в целях расширения рынков сбыта продукции и оказания услуг содействовать в привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в подрядных работах при реализации инвестиционных проектов на территории Южной Якутии;

5) общественным и специализированным объединениям предпринимателей принять меры к установлению более тесных партнерских отношений с входящими в их состав коммерческими организациями в целях привлечения этих организаций к участию в реализации программ развития Южной Якутии;

6) Торгово-промышленной палате Российской Федерации совместно с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и с привлечением представителей бизнес-сообщества рассмотреть итоги выполнения решений Первого Нерюнгринского бизнес-форума "Южная Якутия. Стратегия на опережение. Инвестиции в будущее" в целях подготовки и проведения в 2016 году Второго Нерюнгринского бизнес-форума "Южная Якутия. Стратегия на опережение. Инвестиции в будущее".