Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–911 «О внесении изменений в Федеральный закон „О наименованиях географических объектов“

Подготовлен Законодательным Собранием Пермского края


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–911 «О внесении изменений в Федеральный закон „О наименованиях географических объектов“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается установить возможность переименования географических объектов не только при условии широкой известности их наименований в прошлом и настоящем, но также и в иных случаях возвращения географическим объектам прежних (ранее употребляемых) наименований.

Кроме того, проектом предлагается установить порядок исправления технических ошибок в наименованиях географических объектов, содержащихся в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом такое исправление технических ошибок не будет являться переименованием географических объектов.

По мнению авторов проекта, его принятие позволит возвращать населенным пунктам или объектам природного происхождения прежние (ранее употребляемые) наименования, а также исправлять технические ошибки, допущенные в наименованиях географических объектов при принятии нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в упрощенном порядке на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Следует отметить, что используемая в проекте формулировка «возвращения географическим объектам прежних (ранее употребляемых) наименований в иных случаях», на наш взгляд, не отвечает требованиям определенности правовой нормы. В частности, неясно, чем по своему содержанию прежние (ранее употребляемые) наименования будут концептуально отличаться от наименований, широко известных в прошлом и настоящем. Кроме того, в проектируемой норме содержится отсылка на иные случаи ее применения, при этом перечень таких случаев в законодательстве не определен и проектом не устанавливается.

В отношении порядка исправления технических ошибок в наименованиях географических объектов, содержащихся в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полагаем возможным отметить следующее.

Часть 1 проектируемой статьи 91 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» устанавливает, что исправление технических ошибок не является переименованием географических объектов. Вместе с тем, части 2 и 3 проектируемой статьи 91 указанного Федерального закона содержат ссылки на положения статьи 9 указанного Федерального закона, таким образом определяя, что порядок исправления технических ошибок, по сути, аналогичен порядку присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов (за исключением органа государственной власти, принимающего решение об исправлении технических ошибок). В связи с этим, полагаем, что предлагаемые изменения не достигнут цели правового регулирования.

Также следует отметить, что полномочием по принятию решений об исправлении технических ошибок в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации наделяется «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти».

Принимая во внимание концепцию построения системы государственного управления в Российской Федерации, а также разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, отмечаем, что по общему правилу нормативные правовые акты могут быть изменены, отменены, либо их действие может быть полностью или частично приостановлено только органами государственной власти и должностными лицами, их принявшими.

В этой связи установление возможности исправления технических ошибок в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации актами федерального органа исполнительной власти вызывает сомнение.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы в представленной редакции.