Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–918 «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным Собранием Оренбургской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–918 «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проект направлен на предоставление возможности осуществлять начисление субсидии или компенсации отдельно по каждой из плат, входящих в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что позволит исключить случаи прекращения предоставления гражданам таких мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по какой‑либо одной или нескольким жилищно-коммунальным услугам.

В этих целях проектом предлагается изложить часть 5 статьи 159 и часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса в новой редакции, согласно которой субсидии или компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам отдельно по плате за пользование жилым помещением (наем жилого помещения), содержание жилого помещения, холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами и по взносу на капитальный ремонт.

Следует отметить, что основным принципом оказания гражданам таких мер социальной поддержки как предоставление субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является недопущение превышения доли общих расходов граждан на эти цели над совокупным доходом семьи. Исходя из этого, при определении прав граждан на субсидии и компенсации и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 6 статьи 159 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761). Таким образом, расчет размера субсидии или компенсации осуществляется на основании совокупного платежа потребителя за весь комплекс жилищно-коммунальных услуг, а не по каждой услуге в отдельности. В этой связи в целях недопущения усложнения процесса начисления и перерасчета субсидий или компенсаций представляется целесообразным в проекте предложить механизм осуществления таких расчетов по каждому виду жилищно-коммунальной услуги с учетом применения к каждой услуге вышеуказанных региональных стандартов. Также следует обратить внимание, что предлагаемая новация создает возможность получателю субсидии или компенсации по своему собственному усмотрению не производить оплату потребленных им за прошедший период коммунальных ресурсов, предоставленных услуг и произведенных работ. Поэтому в целях предотвращения нарушения договорных обязательств в жилищно-коммунальной сфере и недопущения роста задолженности по отдельным видам жилищно-коммунальных услуг полагаем необходимым проработать и закрепить в проекте порядок дальнейшего погашения получателем субсидии или компенсации образовавшейся задолженности до истечения срока исковой давности.

Полагаем важным обратить внимание на следующее. Несмотря на то, что субсидии и компенсации предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (часть 5 статьи 159, часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса), законодательство содержит широкий спектр мер, направленных на предотвращение образования задолженности и на дополнительную защиту законных интересов граждан в случаях ее образования. В частности, к таким мерам можно отнести следующие:

перечисление субсидий гражданам осуществляется до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса);

при образовании задолженности получатель субсидии вправе заключить соглашение по ее погашению (часть 5 статьи 159, часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса);

установлена возможность по решению уполномоченного органа возобновить предоставление ранее приостановленной субсидии при наличии уважительных причин, к которым отнесены нахождение на стационарном лечении, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и другие (пункт 58 вышеуказанных Правил).

Наряду с этим в целях профилактики образования задолженности потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса).

Также необходимо отметить, что с 1 января 2021 года вступает в силу новая редакция части 5 статьи 159, части 3 статьи 160 Жилищного кодекса, согласно которой субсидии или компенсации гражданам не будут предоставляться при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Таким образом, с 2021 года отказ в предоставлении гражданам вышеуказанных мер социальной поддержки станет возможным только по решению суда.

Следует обратить внимание и на то, что предлагаемые проектом изменения в действующую редакцию статей 159 и 160 Жилищного кодекса фактически изменяют редакцию данных статей, установленную Федеральным законом от 28 ноября 2018 года № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» и вступающую в силу с 1 января 2021 года.

Таким образом, концептуально поддерживая идею об установлении возможности начисления субсидии или компенсации отдельно по каждой из плат, входящих в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, полагаем, что проект в представленной редакции нуждается в существенной доработке.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом высказанных замечаний.