Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–927 «О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Парламентом Республики Северная Осетия – Алания


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–927 «О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается изложить часть 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции, согласно которой наряду с действующим положением об освобождении от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) признанных в установленном порядке малоимущими граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, предлагается освободить их и от внесения платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, малоимущие граждане будут нести расходы исключительно за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные услуги, предоставляемые им как потребителям таких услуг. При этом бремя расходов за жилищные услуги и (или) работы предлагается переложить на собственника жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.

Следует отметить, что согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, несет следующие виды расходов:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также – коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Таким образом, с учетом части 9 статьи 156 Жилищного кодекса признанные в установленном порядке малоимущими граждане несут расходы только за услуги (работы), предоставляемые им как потребителям таких услуг, за исключением расходов по внесению взноса на капитальный ремонт. Более того, в качестве меры социальной поддержки данной категории населения Жилищный кодекс устанавливает право таких граждан на предоставление субсидии или компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160).

Предлагаемое проектом перенесение бремени расходов по оплате жилищных услуг и (или) работ на собственника жилого помещения, которым является соответствующее публично-правовое образование, повлечет за собой дополнительные расходы из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект не содержит нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, а финансово-экономическое обоснование к проекту не содержит расчетов дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на эти цели.

Также отмечаем, что в целях оказания дополнительной поддержки данной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса на территории конкретного субъекта Российской Федерации или муниципального образования законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.