Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–968 «О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–968 «О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается дополнить статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации новой частью 24, установив возможность включения в платежный документ, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (далее – платежный документ), иных платежей, за исключением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также пеней, предусмотренных частями 14, 141 статьи 155 Жилищного кодекса.

Как следует из пояснительной записки, проект направлен на недопущение включения в платежный документ платежей, не предусмотренных жилищным законодательством. При этом в пояснительной записке не конкретизируется проблема, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование.

В этой связи полагаем целесообразным отметить следующее. Положениями статьи 154 Жилищного кодекса определяется, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за пользование (наем жилого помещения), за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, а также плату за коммунальные услуги. При этом в соответствии с частью 2 статьи 155 плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в ГИС ЖКХ).

Требования к платежному документу в части формирования платы за коммунальные услуги установлены в пункте 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила). При этом согласно пункту 70 Правил исполнитель коммунальных услуг указывает в платежном документе размер неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора о предоставлении коммунальных услуг. Также следует отметить, что приказом Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» (далее – Приказ) утверждена новая примерная форма платежного документа. При этом, согласно разъяснениям Минстроя России (письмо Минстроя России от 21 июня 2018 года № 27125-ОГ/04 «По вопросам платы за жилое помещение и коммунальные услуги») исполнитель обязан отображать в платежном документе объем информации, предусмотренный Правилами, Приказом, а также вправе указывать дополнительную информацию.

На основании вышеизложенного отмечаем, что предложенная редакция проекта не только не содержит каких‑либо новаций, но и противоречит установленным законодательным требованиям к содержанию платежного документа.

На основании вышеизложенного полагаем целесообразным проработать цель правового регулирования и отработать редакцию с точки зрения наилучшего механизма решения обозначенной проблемы.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы в представленной редакции.