Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–979 «О внесении изменений в статью 168 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–979 «О внесении изменений в статью 168 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проект не имеет единой концепции и направлен на решение разноплановых проблем, возникающих в правоприменительной практике при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Проектом предлагается внести изменения в пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), а также дополнить часть 4 этой статьи новыми пунктами 6 и 7.

Проектом предлагается установить право субъектов Российской Федерации не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, физический износ одного из основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает шестьдесят процентов (проектируемое изменение пункта 1 части 2 статьи 168). При этом согласно пояснительной записке наличие высокого процента износа одного из конструктивных элементов дома является потенциальным основанием для признания многоквартирного дома аварийным независимо от процента износа других элементов дома.

Следует отметить, что в настоящее время согласно пункту 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. Таким образом, исключение таких домов из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах фактически означает их одновременное включение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В этой связи проектируемое предложение требует дополнительного обоснования, поскольку, например, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу только на основании шестидесятипроцентного износа такого основного конструктивного элемента, как крыша, представляется довольно спорным, в том числе потому, что не учитывает возможность проведения в этом случае отдельных видов работ по капитальному ремонту (реконструкции) такого элемента. Кроме того, практическое применение данной новации приведет к резкому росту количества многоквартирных домов, признанных аварийными по одному из указанных оснований, что потребует увеличения расходных обязательств за счет федерального и региональных бюджетов в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Вместе с тем, финансово-экономическое обоснование к проекту не содержит необходимых расчетов, определяющих объем дополнительных финансовых расходов за счет средств федерального бюджета на эти цели.

Проектом также предлагается расширить перечень случаев, при которых перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах или сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (проектируемые пункты 6 и 7 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса). К таким случаям проектом предлагается отнести:

1) изменение сроков проведения работ в связи с принятием решения о необходимости оказания услуг и (или) работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, которая определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

2) незаключение в установленный срок договора о проведении капитального ремонта ввиду признания аукциона несостоявшимся по причине отсутствия предложения о цене договора о проведении такого капитального ремонта, при этом перенос установленного срока капитального ремонта осуществляется на следующий календарный год планового периода проведения капитального ремонта.

В этой части предлагаемые изменения представляются целесообразными и могут быть поддержаны.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.