Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1006 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным Собранием Красноярского края


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1006 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается внести комплексные изменения в статьи 13, 20, 44, 45, 46, 161, 162, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), направленные на совершенствование правового регулирования отношений в сфере управления многоквартирными домами.

Первая часть предлагаемых изменений направлена на недопущение возникающих на практике случаев частой и необоснованной смены управляющих организаций, одновременного принятия различными группами собственников помещений в многоквартирном доме оспариваемых впоследствии решений о выборе различных управляющих организаций, а также смены управляющих организаций или способа управления в периоды времени, в течение которых изменение субъекта управления многоквартирным домом приводит к нарушениям требований по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. В этих целях проектом предлагается следующее:

1) к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнести вопрос о выборе управляющей организации, за исключением установленных статьей 161 Жилищного кодекса случаев, когда выбор управляющей организации осуществляет орган местного самоуправления по итогам открытого конкурса (проектируемый пункт 46 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса);

2) установить, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса), а также выбора управляющей организации (проектируемый пункт 46 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса) принимается не большинством участвующих в собрании собственников помещений, а большинством являющихся собственниками помещений в таком доме – более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (проектируемые изменения в часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса);

3) установить, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом как в случае невыполнения управляющей организацией условий договора управления, так и по истечении одного года со дня заключения такого договора (проектируемые изменения в часть 82 статьи 162 Жилищного кодекса);

4) установить, что реализация собственниками помещений в многоквартирном доме вышеуказанного права на выбор иной управляющей организации или изменение способа управления данным домом невозможна в период времени, определенный органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случая, когда управляющая организация не выполняет условий договора управления многоквартирным домом (проектируемые часть 89 статьи 13, часть 83 статьи 162 Жилищного кодекса, проектируемые изменения в часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса). Согласно пояснительной записке, к таким периодам может быть отнесен, в том числе межотопительный период, необходимый для подготовки многоквартирных домов к отопительному сезону.

Проектом также предлагается внести изменения, направленные на расширение способов информирования собственников помещений об итогах проведения общего собрания собственников в многоквартирном доме (проектируемые изменения в часть 11 статьи 46 Жилищного кодекса). Предлагается установить обязанность управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива по размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сообщения о результатах проведения общего собрания собственников в многоквартирном доме, в котором указывается следующее:

1) сведения, установленные пунктами 1–4 части 5 статьи 45, частью 4 статьи 471 Жилищного кодекса (инициатор проведения собрания; администратор проведения собрания в заочной форме; форма проведения собрания; дата, место, время проведения собрания или в случае проведения собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, а также место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня собрания);

2) решения каждого собственника помещений в многоквартирном доме, которые содержат номера помещений в многоквартирном доме, размеры принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, результаты голосования. При этом подчеркивается, что согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных не требуется.

Также проектом предлагается дополнить перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиатам (соискателям лицензии), осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, новым требованием об отсутствии среди учредителей и должностных лиц лицензиата, учредителей и должностных лиц соискателя лицензии лиц, являвшихся или являющихся учредителями или должностными лицами управляющих организаций, признанных несостоятельными (банкротами) (проектируемый пункт 31 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса).

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.