Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1025 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах приграничного сотрудничества“

Подготовлен Смоленской областной Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1025 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах приграничного сотрудничества“ (далее – проект законодательной инициативы) и отмечает следующее.

Проектом законодательной инициативы предлагается исключить из субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом «Об основах приграничного сотрудничества» (далее – Федеральный закон), все виды муниципальных образований (в том числе городские и сельские поселения, муниципальные округа, внутригородские районы), за исключением муниципальных районов и городских округов.

Авторы законодательной инициативы мотивируют это тем, что наделение органов местного самоуправления городских и сельских поселений полномочиями по заключению соглашений о приграничном сотрудничестве значительно увеличивает количество субъектов, получивших доступ к внешнеэкономической деятельности, что не позволяет осуществлять на должном уровне контроль за незаконным оборотом товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на территорию Российской Федерации, а также создает условия для несанкционированного пересечения государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами.

По тексту проекта законодательной инициативы необходимо отметить следующее.

Необходимо учитывать, что согласно пункту 8 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона направления приграничного сотрудничества включают в себя не только сотрудничество в области экономики, но и такие виды, как сотрудничество в области науки и образования, культуры и искусства, здравоохранения, экологии и природопользования. Поэтому представляется, что исключение указанных муниципальных образований из сферы приграничного сотрудничества лишь на основании затруднения осуществления контроля за незаконным оборотом товаров является необоснованным.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона органы местного самоуправления муниципального образования приграничного субъекта Российской Федерации заключают соглашения о приграничном сотрудничестве по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти приграничного субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, в порядке, определяемом данным приграничным субъектом Российской Федерации.

Следовательно, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации имеет возможность влиять на содержание соглашения и в случае возникновения разногласий по данному вопросу применять в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона согласительные процедуры.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.