Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1043 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Ульяновской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1043 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Статьей 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) устанавливается, что органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, как за счет средств граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

Проектом законодательной инициативы предлагается установить возможность заключения таких соглашений также с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации в целях осуществления вышеуказанной деятельности с использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Разработчиками проекта указывается, что поддержка из бюджета субъекта Российской Федерации оказывается, как правило, через механизм предоставления субсидий муниципальным образованиям на соответствующие цели, что влечет необходимость софинансирования из местных бюджетов и сложный процесс администрирования.

Комитет, концептуально поддерживая необходимость расширения механизмов поддержки территориального общественного самоуправления, полагает целесообразным отметить следующее.

Территориальное общественное самоуправление является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления и представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Статьей 18 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно статье 27 Федерального закона № 131-ФЗ порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Учитывая изложенное, представляется, что предлагаемый проектом механизм не в полной мере согласуется с вышеуказанными положениями федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающими полномочия органов местного самоуправления в области организации территориального общественного самоуправления, а также принципами финансового обеспечения решения вопросов местного значения.

Также следует учитывать, что статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплена возможность предоставления субсидий юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенного замечания.