Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1060 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Подготовлен Московской областной Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1060 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается внести изменения в статьи 12, 13, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), направленные на усиление лицензионных требований к лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами.

Первая часть предлагаемых изменений направлена на установление требований к материально-технической базе организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. В этих целях проектом предлагается:

1) возложить на органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений полномочие по определению порядка установления минимальных требований к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (проектируемая часть 11 статьи 12 Жилищного кодекса);

2) возложить на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений полномочие по установлению минимальных требований к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (проектируемая часть 89 статьи 13 Жилищного кодекса).

Однако проектом не предполагается расширить перечень лицензионных требований, установленных статьей 193 Жилищного кодекса, положением о соответствии лицензиата или соискателя лицензии минимальным требованиям к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года № 80-р, в сфере управления многоквартирными домами предусмотрено включение требований к материально-технической базе управляющих организаций в состав лицензионных требований.

Полагаем, что разработка и установление в качестве лицензионного требования положения о материально-технической базе управляющих организаций будет способствовать приходу на рынок управления профессиональных организаций, владеющих необходимым минимальным объемом технического оборудования и инвентаря, привлекающих к работе специализированный инженерный персонал и достаточный обслуживающий состав. Наряду с этим введение указанного требования создаст предпосылки к уходу с рынка управления многоквартирными домами организаций, осуществляющих функции по эксплуатации, ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме посредством заключения подрядных договоров со сторонними организациями.

Проектом также предлагается дополнить часть 1 статьи 193 Жилищного кодекса новым пунктом 13, согласно которому к лицензионным требованиям предлагается отнести отсутствие у лицензиата, соискателя лицензии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых на последнюю отчетную дату равен совокупному размеру требований к должнику – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо превышает его, что является условием для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Лицензиат, соискатель лицензии считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению не принято либо не истек установленный законодательством Российской Федерации срок обжалования указанных недоимки, задолженности.

Полагаем, что данное предложение является достаточно спорным, поскольку предполагает длительную и сложную процедуру доказательств об отсутствии вышеуказанных фактов. В этой связи представляется целесообразным введение положения об отсутствии в отношении лицензиата или соискателя лицензии информации, размещаемой в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, в части введения в отношении организации (индивидуального предпринимателя), наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании банкротом и об открытии конкурсного производства.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом высказанных замечаний.