Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1102 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Государственным Советом Удмуртской Республики


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1102 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается установить запрет на взимание платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан.

Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила).

Следует отметить, что услуга по обращению с ТКО обладает рядом характерных признаков, отличающих ее от иных видов коммунальных услуг. В частности, измерить объем потребления услуги посредством приборов учета невозможно. Именно поэтому расчет размера платы за оказание такой услуги осуществляется исходя из расчетной величины ее потребления либо норматива накопления ТКО за расчетный период, определенных в соответствии с пунктами 148(30) и 148(38) Правил в зависимости от способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

В этой связи для оценки предлагаемого проектом изменения необходимо обратить внимание на следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса услуга по обращению с ТКО отнесена к коммунальным услугам. Таким образом, правила перерасчета платы за период временного отсутствия потребителей коммунальных услуг, установленные разделом VIII Правил, применимы и к указанной услуге.

Согласно пункту 148(34) Правил размер платы за услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в нем более 5 дней подряд. Кроме этого, исполнителю указанной коммунальной услуги предоставлено право составлять акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера соответствующей платы.

Наряду с этим пунктом 148(36) Правил установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В этой связи, на наш взгляд, собственники жилых помещений вправе воспользоваться возможностью проведения перерасчета размера платы за указанную коммунальную услугу в порядке, установленном разделом VIII Правил.

Обязанность по проведению исполнителем указанной коммунальной услуги перерасчета размера платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении установлена подпунктом «г» пункта 148(22) Правил.

Действующее регулирование представляется достаточным.

Наряду с этим необходимо отметить, что предлагаемое проектом регулирование, по сути, потребует от исполнителя коммунальной услуги ведения систематического контроля нахождения граждан в конкретном жилом помещении. Исполнимость этой нормы вызывает сомнения.

В этой связи действующая система подтверждения гражданами факта того, что они не проживают в жилом помещении, в том числе посредством обращения в многофункциональные центры предоставления государственных (муниципальных) услуг или посредством подачи необходимых документов в электронном виде представляется более обоснованной.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.