Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1245 «О внесении изменения в статью 198 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным Собранием Ростовской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1245 «О внесении изменения в статью 198 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Как следует из пояснительной записки, проект направлен на снижение административной нагрузки с управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Проектом предлагается изложить часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции, согласно которой исключается требование о том, что в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 статьи 198 сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.

Таким образом, согласно предлагаемой редакции части 3 статьи 198 Жилищного кодекса орган государственного жилищного надзора после получения сведений о заключении, прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом от иного лицензиата вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Следует отметить, что требование части 3 статьи 198 Жилищного кодекса о проведении органом государственного жилищного надзора внеплановой проверки в случае непредставления лицензиатом сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным было установлено Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу с 11 июля 2018 года. Введение данного требования было обусловлено необходимостью пресечения злоупотреблений управляющих компаний, выставляющих собственникам помещений в многоквартирных домах платежные документы, несмотря на прекращение или расторжение с ними договора управления многоквартирным домом и прихода к управлению иного лицензиата.

При этом необходимо подчеркнуть значимость внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в части исключения сведений о многоквартирном доме, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 200 Жилищного кодекса это означает прекращение деятельности управляющей организации по управлению многоквартирным домом.

Наряду с этим, согласно положению подпункта «в» пункта 15 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 938/пр (далее – Порядок), в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводится проверка полученного заявления и документов, в том числе копии протокола и соответствующего решения общего собрания собственников помещений, копии акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов. Полагаем, что в данном случае с учетом положения части 4 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» речь может идти о внеплановой проверке в форме документарной проверки.

Таким образом, противоречий между нормой части 3 статьи 198 Жилищного кодекса и положением подпункта «в» пункта 15 Порядка, на которые в пояснительной записке обратил внимание автор проекта законодательной инициативы, не усматривается.

Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы в представленной редакции.