Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1271 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и в статьи 35 и 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Самарской Губернской Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1271 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и в статьи 35 и 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект законодательной инициативы) и отмечает следующее.

Проектом законодательной инициативы предлагаются изменения, касающиеся прав депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата представительного органа местного самоуправления обращаться с депутатским запросом по вопросам, связанным с его деятельностью, в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в организации, общественные объединения, получать ответы на свои обращения, в том числе запрашиваемые документы или сведения. При этом предлагается установить, что решение о направлении депутатского запроса оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. На местном уровне принятие решения о направлении депутатского запроса находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Кроме этого, проектом законодательной инициативы предлагается установить право депутата на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами, на получение и распространение информации, а также возможность заслушивания на заседаниях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций.

Необходимо отметить, что аналогичный проект федерального закона
№ 510476–7 был отклонен Государственной Думой, а аналогичные проекты законодательных инициатив (номера 7–533, 7–1076, 7–1053, 7–782, 7–751) не были рекомендованы к внесению в Государственную Думу.

По тексту проекта законодательной инициативы необходимо отметить следующее.

Во‑первых, ни Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ни Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат понятия «депутатский запрос». Следовательно, внесение предлагаемых изменений, касающихся депутатских запросов, представляется некорректным.

Во‑вторых, не ясно, почему депутатский запрос должен утверждаться в той или иной форме коллегиальным органом. Направление депутатского запроса является формой деятельности самого депутата, но никак не коллегиального органа.

Например, в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона
«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.