(в части закрепления принципа непрерывности осуществления деятельности управляющих организаций по управлению многоквартирными жилыми домами, их обслуживанию и оказанию коммунальных услуг)
Подготовлен Законодательным Собранием Оренбургской области
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1343 «О внесении изменений в статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект законодательной инициативы) и отмечает следующее.
Проектом законодательной инициативы предлагается внести изменения в статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), предусматривающие, что в случае, если на момент прекращения договора управления многоквартирным домом собственниками помещений в нем не выбрана новая управляющая организация, не создано товарищество собственников жилья либо жилищный или жилищно-строительный кооператив либо иной специализированный кооператив, не принято решение о непосредственном управлении таким домом, управляющая организация обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1, 2 статьи 164 Жилищного кодекса;
государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с проектом пояснительной записки предлагаемые нормы направлены на устранение пробела в правовом регулировании в части определения момента прекращения обязанности управляющей организации по управлению многоквартирным домом в случаях расторжения и прекращения договора управления по основаниям, не связанным с принудительным исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, аннулированием лицензии и прекращением ее действия.
По существу предлагаемых изменений отмечаем следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса лицензиат (управляющая организация), в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме до дня:
возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 Жилищного кодекса;
государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан направить эти сведения в орган государственного жилищного надзора, который осуществляет внесение соответствующих изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, представляется, что частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации урегулированы отношения, связанные с продолжением управления управляющей организацией многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в том числе в заявительном порядке.
С учетом изложенного представляется целесообразным рекомендовать субъекту права законодательной инициативы соотнести предлагаемые нормы с вышеуказанными положениями Жилищного кодекса.
Комитет поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенного замечания.