Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1372 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Нижегородской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1372 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее – проект законодательной инициативы) и отмечает следующее.

Проектом законодательной инициативы предлагается дополнить Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьей 264–1, предусматривающей право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации направлять в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, руководителям этих органов обращения по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов, организаций и должностных лиц, а также обязанность данных органов или должностных лиц рассматривать данные обращения и давать на них ответы в письменной форме (или иной форме, согласованной с инициатором) не позднее 30 дней со дня получения обращения.

По тексту проекта законодательной инициативы необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом «к» статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации относятся вопросы войны и мира. В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения. Исходя из концепции проекта законодательной инициативы, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации имеет право направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (руководителю органа) обращение по данному вопросу и не позднее 30 дней в обязательном порядке получить соответствующий ответ.

На основании приведенного примера можно сделать вывод о том, что концепция проекта законодательной инициативы входит в противоречие с организацией государственной власти в Российской Федерации и системы органов государственной власти.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, а разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Органы законодательной власти, исходя из положений Конституции Российской Федерации, не образуют единой системы как с точки зрения руководства, так и с точки зрения подотчетности и подконтрольности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. При этом, исходя из теории построения государственной власти, вышестоящие органы не могут быть подотчетны и (или) подконтрольны нижестоящим органам.

Необходимо обратить внимание, что часть 13 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предоставляет право законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации приглашать руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти для выступления на заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с информацией о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации и ответов на вопросы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.