Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1362 «О внесении изменений в статьи 170 и 173 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Самарской Губернской Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1362 «О внесении изменений в статьи 170 и 173 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается внести изменения в статьи 170 и 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), направленные на установление положений, обеспечивающих соблюдение требований к финансовой устойчивости регионального оператора капитального ремонта при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (далее – изменение способа формирования фонда капитального ремонта).

В настоящее время в соответствии с частью 41 статьи 170 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, наделены правом на принятие решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии достаточности средств фонда капитального ремонта;

Проектом предлагается установить дополнительное условие, согласно которому собственники вправе принять указанное решение при наличии решения уполномоченного органа местного самоуправления, принятого в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники которого формируют фонд капитального ремонта на специальном счете.

Необходимо отметить, что полномочиями по принятию решения о необходимости проведения капитального ремонта или об отсутствии такой необходимости обладает орган, уполномоченный субъектом Российской Федерации на формирование и подготовку актуализации региональной программы капитального ремонта (пункт 4 Методических рекомендаций установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом Минстроя России от 4 августа 2014 года № 427/пр), а не орган местного самоуправления, как это предлагается проектом.

Также следует учитывать, что предлагаемое проектом ограничение указанного выше права собственников на принятие решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки не соответствует положениям частей 4, 41, 44 статьи 170 Жилищного кодекса, которые устанавливают особенности формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и предусматривают право собственников на самостоятельную организацию и проведение капитального ремонта, в том числе в части изменения сроков оказания услуг и (или) проведения необходимых работ по капитальному ремонту.

При этом обусловленность данного предложения необходимостью соблюдения требований к финансовой устойчивости регионального оператора (в части ежегодного определения объема средств, направляемых на капитальный ремонт) полагаем несостоятельным, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса решение собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступает в силу только через один год после направления региональному оператору такого решения.

Таким образом, предлагаемое проектом ограничение права собственников, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, на самостоятельное принятие решений по распоряжению собранными средствами не поддерживается.

Проектом также предлагается дополнить статью 173 Жилищного кодекса новой частью 31, согласно которой решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять при обязательном соблюдении следующих условий:

уровень собираемости взносов на капитальный ремонт по многоквартирному дому составляет более 84 процентов;

размер сформированного фонда капитального ремонта многоквартирного дома на дату изменения способа формирования фонда капитального ремонта составляет не менее 75 процентов от предельной стоимости услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта в ближайший плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Полагаем, что указанные требования позволят обеспечить своевременное проведение капитального ремонта многоквартирных домов, собственники которых приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, поскольку их выполнение гарантирует формирование необходимого объема средств на специальном счете и не потребует выделения дополнительных средств регионального оператора.

Проектом предлагается дополнить статью 173 Жилищного кодекса новой частью 32, согласно которой в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете установленный срок капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме переносится на более поздний период при актуализации региональной программы капитального ремонта.

При этом устанавливается, что период, на который переносится срок капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, определяется наступлением момента накопления средств фонда капитального ремонта, необходимых для проведения первоочередного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленного в соответствии с региональной программой капитального ремонта, рассчитанных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт и предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, установленных на дату изменения способа формирования фонда капитального ремонта.

Полагаем, что данное предложение позволит своевременно скорректировать региональную программу капитального ремонта и деятельность регионального оператора по организации и проведению капитального ремонта.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенного замечания.