Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1378 «О внесении изменения в статью 263–3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Приморского края


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1378 «О внесении изменения в статью 263–3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается дополнить перечень проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в отношении которых может не проводиться оценка регулирующего воздействия, проектами нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработанных в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций на период действия режимов повышенной готовности.

Согласно статье 263–3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) в указанный перечень, в том числе входят проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработанные в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 41 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации, в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Полагаем, что наличие исключения проведения оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, представляется обоснованным ввиду того, что оно связано именно с фактом возникновения чрезвычайной ситуации и требует незамедлительной реакции и принятия оперативных решений.

При этом режим повышенной готовности связан с возможным возникновением чрезвычайной ситуации, вследствие чего опасность при таком режиме носит потенциальный характер.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства № 794) в число основных мероприятий, проводимыми органами управления и силами единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режиме повышенной готовности входят, например, круглосуточное дежурство руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления, приведение сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий, восполнение резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важно отметить, что постановлением Правительства № 794 закреплено, что такие мероприятия проводятся при необходимости и не являются обязательным в рамках режима повышенной готовности.

В связи с этим представляется, что ситуация при которой вводится режим повышенной готовности не всегда обладает уровнем опасности, характерным для режима чрезвычайной ситуации.

Согласно статье 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения как при введении режима чрезвычайной ситуации, так и при введении режима повышенной готовности.

При этом режим повышенной готовности, как правило, имеет длительный характер, и, соответственно, период, в котором указанные правила будут действовать.

Учитывая, что оценка регулирующего воздействия является важным механизмом недопущения введения избыточных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности полагаем, что исключение необходимости ее проведения в отношении проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработанных в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций на период действия режимов повышенной готовности, может повлечь соответствующие риски для указанных хозяйствующих субъектов.

Обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 263–3 Федерального закона № 184-ФЗ порядок оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В связи с этим указанными нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены сокращенные сроки проведения оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций на период действия режимов повышенной готовности.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.