Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1382 «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1382 «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – проект законодательной инициативы) и отмечает следующее.

Проектом законодательной инициативы предлагается дополнить статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) частью 21, предусматривающей, что участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, территорий общего пользования, территорий, на которых планируется размещение исключительно объектов федерального, регионального или местного значения, и (или) территорий, на которых отсутствуют правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных (муниципальных) учреждений и предприятий, являются граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования.

По тексту проекта законодательной инициативы необходимо отметить следующее.

1. Предлагаемая авторами идея о расширении состава участников общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение в один из указанных утвержденных документов, подготовленных в отношении территорий общего пользования, территорий на которых планируется размещение исключительно объектов федерального, регионального или местного значения, и в иных случаях, предусмотренных проектируемой нормой, не согласована с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса.

Указанной нормой Градостроительного кодекса предусматривается общее правило о том, что участники общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории и проектам межевания территории и другим документам, предусмотренным данной нормой, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

2. Как следует из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса, целью проведения общественных обсуждений и публичных слушаний является обеспечение соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В связи с этим полагаем, что процедура проведения общественных обсуждений, публичных слушаний должна обеспечивать, прежде всего, учет мнения граждан, постоянно проживающих вблизи земельных участков, территорий, на которых планируется размещение объектов капитального строительство. Их интересы новым строительством будут затронуты в большей мере, нежели интересы других граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Предлагаемая новация, по нашему мнению, создает риски, связанные с возможностью принятия органами государственной власти, органами местного самоуправления градостроительных решений, которые не получат поддержку местных жителей.

Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.