Подготовлен Думой Астраханской области
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1454 «О внесении изменений в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.
Проект направлен на гармонизацию положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в части норм о полномочиях сельских поселений по подготовке и утверждению документов территориального планирования, утверждению правил землепользования и застройки и местных нормативов градостроительного проектирования.
Проектом предлагается внести изменения в пункты 1–3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, предусматривающие, что сельские поселения осуществляют указанные полномочия в случае закрепления за ними соответствующих полномочий в порядке, определенном Федеральным законом № 131-ФЗ.
По существу предлагаемых норм отмечаем следующее.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений отнесено к вопросам местного значения городских поселений.
Исходя из положений частей 3 и 4 данной статьи вышеуказанные вопросы местного значения могут быть закреплены за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений. В ином случае на территориях сельских поселений данные вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с частью 11 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Статьей 8 Градостроительного кодекса предусмотрены полномочия поселений в области градостроительной деятельности без указания на вид поселений.
Полагаем, что в приведенных нормах законодательства противоречия отсутствуют. К отношениям, связанным с подготовкой и утверждением поселениями указанных документов, нормы Градостроительного кодекса и Федерального закона № 131-ФЗ должны применяться в их системной взаимосвязи.
Следует также отметить, что в проекте пояснительной записки не представлена конкретная правоприменительная практика, обосновывающая необходимость предлагаемых изменений.
На основании изложенного проектируемые нормы представляются избыточными.
Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.