Подготовлен Законодательным Собранием Владимирской области
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1424 «О внесении изменений в статью 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.
Проектом предлагается ввести промежуточные уровни ответственности для определения размера взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее – СРО) между предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации первым и вторым уровнями ответственности.
Взнос в компенсационный фонд возмещения вреда предлагается установить в размере двести пятьдесят тысяч рублей в случае, если член СРО планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает двести миллионов рублей.
Взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств предлагается установить в размере один миллион рублей в случае, если предельный размер обязательств по договорам строительного подряда члена СРО не превышает двести миллионов рублей.
В проекте пояснительной записки предлагаемые изменения обосновываются большим разрывом между суммами взносов при выполнении работ по одному договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса для первого и второго уровней ответственности.
Автор проекта законодательной инициативы отмечает, что принятие предлагаемых изменений позволит существенно снизить финансовую нагрузку на членов СРО, относящихся к малому и микробизнесу, что особенно актуально в неблагоприятных экономических условиях, сложившихся вследствие распространения новой коронавирусной инфекции.
По существу предлагаемых изменений необходимо отметить следующее.
1. Компенсационный фонд возмещения вреда, формируемый СРО, представляет собой механизм обеспечения финансовой ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения.
Для обеспечения имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими договоров, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров, в СРО формируется компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
При причинении членом СРО вреда вследствие недостатков выполненных работ, нарушении им обязательств по договору СРО осуществляет выплаты из средств компенсационных фондов.
Полагаем, что уменьшение размера взносов в компенсационные фонды снизит гарантии, обеспечивающие финансовую ответственность членов СРО за неисполнение, ненадлежащее исполнение договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса.
2. В проекте пояснительной записки автор отмечает целесообразность введения предлагаемых положений с учетом неблагоприятного влияния распространения новой коронавирусной инфекции на состояние строительной отрасли.
Однако, на законодательном уровне уже
принята мера, позволяющая задействовать
средства компенсационных фондов СРО для оказания поддержки строительным
организациям – членам СРО в виде предоставления займов (часть 17 статьи 33 Федерального закона от
29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного
кодекса Российской Федерации»). Данная мера будет действовать до 1 января 2022 года.
3. Предлагаемая в проекте новация рассчитана по поддержку строительных организаций – членов СРО, заключающих договоры, стоимость строительства по которым не превышает двести миллионов рублей, и заключающих договоры, предельный размер обязательств по которым не превышает указанную сумму.
Представляется, что предлагаемая новация является точечной мерой поддержки в отношении определенной категории застройщиков и не способствует совершенствованию законодательства на комплексной и системной основе.
Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.