Подготовлен Законодательным Собранием Владимирской области
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1425 «О внесении изменений в статью 166 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Следует отметить, что указанные виды работ и (или) услуг относятся к работам, направленным на повышение энергосбережения и энергоэффективности многоквартирного дома (»Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполняемых в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации», утвержденный правлением государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 10 февраля 2017 года). В этой связи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года № 18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов» финансовая поддержка Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства может предоставляться субъектам Российской Федерации на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в ходе оказания и (или) выполнения которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт «а» пункта 2 Правил).
Таким образом, в настоящее время финансирование указанных работ и (или) услуг осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при обязательном долевом финансировании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местного бюджета.
Проектом предлагается дополнить часть 2 статьи 166 Жилищного кодекса, расширив указанный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме за счет включения возможности ремонта подъездов, а также установки пандусов и других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения (при наличии технической возможности).
Следует отметить, что ремонт подъездов осуществляется в рамках работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах каждые три-пять лет, а также при подготовке здания к определенному сезону ежегодно (постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»). При этом, в отличие от капитального ремонта такие виды работ проводит организация, осуществляющая обслуживание (управление) многоквартирного дома, осуществляет организация, что не требует обязательности проведения конкурсных процедур. Кроме того, финансирование этих работ осуществляется за счет собственников (пользователей) помещений в многоквартирном доме посредством внесения ими платы за содержание жилого помещения.
Наряду с этим работы по обеспечению установки пандусов и других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения (при наличии технической возможности) приоритетно относятся к полномочиям органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, которые могут быть реализованы как в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 363, так и в рамках региональных или муниципальных специальных программ. При этом в соответствии с частью 41 статьи 36 Жилищного кодекса приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников. Таким образом, использование средств фонда капитального ремонта на эти цели не предусмотрено.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.