Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1402 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Законодательным собранием Ленинградской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1402 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) изменения, предусматривающие возможность закрепления законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставами муниципального района и городского поселения за муниципальным районом вопрос местного значения по осуществлению муниципального земельного контроля.

Также проектом предлагается дополнить нормы Земельного кодекса Российской Федерации положениями, в том числе предусматривающими, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района городских поселений.

Согласно действующим нормам Федерального закона № 131-ФЗ осуществление муниципального земельного контроля отнесено к вопросам местного значения городского, сельского поселения.

Как следует из пояснительной записки к проекту, необходимость указанных изменений обусловлена тем, что органы местного самоуправления в зависимости от статуса муниципального образования обладают различным потенциалом по решению вопросов местного значения, которого часто недостаточно для реализации возложенных на них задач и осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что возникновение дополнительных функций по осуществлению муниципального земельного контроля увеличит нагрузку на органы местного самоуправления муниципальных районов.
При этом важно учитывать, что между муниципальными районами также имеются существенные различия в уровне финансового и кадрового обеспечения.

Кроме того, может возникнуть ситуация, при которой органы местного самоуправления муниципального района будут осуществлять земельный контроль сразу в нескольких городских поселениях, находящихся, например, на значительном удалении от них, что наряду с вышеуказанными обстоятельствами будет негативным образом влиять на качество осуществления муниципального земельного контроля.

Также необходимо отметить, что статьей 17 Федерального закона
№ 131-ФЗ предусмотрена возможность законами субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, статьей 15 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.