Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1406 «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Архангельским областным Собранием депутатов


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1406 «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Согласно части 5 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проектом предлагается дополнить указанную норму положением, согласно которому проведение проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального образования квалификационным требованиям осуществляется с участием финансового органа субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из пояснительной записки к проекту, предлагаемые изменения, в том числе обусловлены необходимостью решения задачи по развитию механизма участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления.

Согласно части 11 статьи 131 Конституции Российской Федерации органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Комитет концептуально поддерживает идею о необходимости законодательного совершенствования функционирования единой системы публичной власти, взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения.

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

Положения проекта фактически относят к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы установления порядка участия финансового органа субъекта Российской Федерации в проведении проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального образования квалификационным требованиям.

Необходимо отметить, что согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в Федеральный закон № 184-ФЗ), путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

Вместе с тем, проектом не предусматриваются изменения в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон № 184-ФЗ, направленные на закрепление соответствующих полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, проектом не определены пределы осуществления указанных полномочий, что может привести к нарушению баланса интересов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации предлагаемой проектом меры.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом вышеуказанного замечания.