Подготовлен Законодательным Собранием Приморского края
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1493 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.
1. Проектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), предусматривающие исключение из вопросов местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа вопроса предоставления до 1 января 2017 года сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.
Как следует из пояснительной записки к проекту, необходимость такого исключения связана с тем, что согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ) предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи является правом органов местного самоуправления, а не их обязанностью.
Необходимо отметить, что до вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2020 года № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона „О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ решение вышеуказанного вопроса являлось обязанностью органов местного самоуправления.
Также следует отметить, что положения Федерального закона № 131-ФЗ о предоставлении до 1 января 2017 года сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения не были признаны утратившими силу.
Полагаем, что наличие указанной нормы в Федеральном законе № 131-ФЗ является важной гарантией для лиц, права которых в связи с реализацией указанной меры возникли до 1 января 2017 года.
Исключение данного положения, по нашему мнению, является недопустимым, поскольку фактически означает придание обратной силы нормам, влекущим ухудшение положения граждан.
2. Проектом также предлагается предусмотреть, что на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься проекты муниципальных нормативных правовых актов, внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы граждан.
Необходимо отметить, что в настоящее время Федеральным законом № 131-ФЗ обязательность вынесения на публичные слушания предусмотрена для проекта устава муниципального образования, проекта местного бюджета, проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования, вопросов о преобразовании муниципального образования.
Исходя из существа указанных вопросов, можно сделать вывод о том, что в качестве обязательных для вынесения на публичные слушания закреплены вопросы, представляющие для муниципального образования наибольшую важность и затрагивающие интересы значительной части его жителей.
Одновременно с этим следует учитывать, что правотворческая инициатива граждан может быть реализована по самому широкому кругу вопросов, в том числе по вопросам, имеющим локальный характер.
В связи с этим полагаем, что закрепление обязательности вынесения на публичные слушания проектов муниципальных нормативных правовых актов, внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, является избыточным.
3. Проектом предлагается закрепить в Федеральном законе № 131-ФЗ точный срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, равный шести месяцам, для случаев, когда федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации соответствующий срок не установлен.
Действующими нормами Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в указанных случаях такой срок определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Представляется, что с учетом вышеуказанных обстоятельств, в отдельных случаях срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть более шести месяцев.
В связи с этим полагаем, что установление точного срока приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, равного шести месяцам, требует дополнительного обоснования.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.