(в части установления права органов местного самоуправления устанавливать правила выпаса и прогона скота, домашней птицы)
Подготовлен Самарской Губернской Думой
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1504 «О внесении изменения в статью 451 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.
Часть 2 статьи 451 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) содержит перечень вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципального образования.
Проектом предлагается дополнить указанный перечень порядком выпаса и прогона скота, домашней птицы в местах и на территориях общего пользования, за исключением занятых лесами.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту, это даст возможность органам местного самоуправления регулировать названные вопросы в муниципальном правовом акте, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации – устанавливать административную ответственность за нарушение порядка выпаса и прогона скота, домашней птицы в местах и на территориях общего пользования, за исключением занятых лесами.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время субъекты Российской Федерации наделены правом самостоятельно определять дополнительные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, а также устанавливать административную ответственность за их нарушение.
Частью 3 статьи 451 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Кроме этого, в соответствии со статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
На основании изложенного проектируемая норма представляется избыточной.
Следует также отметить, что в проекте пояснительной записки не представлена конкретная правоприменительная практика, обосновывающая необходимость предлагаемых изменений.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.