Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1505 «О внесении изменения в Федеральный закон „О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Калужской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1505 «О внесении изменения в Федеральный закон „О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Как следует из пояснительной записки, проект направлен на законодательное установление возможности заключения договора социального найма с гражданами, проживающими в жилых помещениях ведомственных общежитий, принадлежавших частным организациям и переданных в ведение органов местного самоуправления в процессе банкротства таких организаций.

В соответствии с положением статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Следует отметить, что заключение договора социального найма в отношении жилого помещения означает возможность его дальнейшей приватизации. Таким образом, указанное положение является исключением из правила статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которому приватизации не подлежат жилые помещения, находящиеся в общежитиях, а также служебные жилые помещения.

Проектом предлагается расширить статью 7 Федерального закона № 189-ФЗ указанием на возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма в отношении жилых помещений, которые находились в жилых домах, принадлежавших организациям иных форм собственности и использовавшихся в качестве общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях.

Следует отметить, что передача органам местного самоуправления жилых домов, использовавшихся организациями частной формы собственности в качестве общежитий, предусмотрена частью 5 статьи 132 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой в ходе процедуры банкротства социально значимые объекты, не проданные путём проведения торгов в форме конкурса, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Наряду с этим иные случаи передачи органам местного самоуправления жилых домов, использовавшихся в качестве общежитий и принадлежавших организациям частной формы собственности, законодательством не предусматриваются.

В связи с этим представляется, что в проектируемой норме требуется уточнение случая, при котором возможна передача организациями иной формы собственности указанных жилых домов органам местного самоуправления.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы с учетом замечания.