Подготовлен Московской областной Думой
Проектом законодательной инициативы предлагается дополнить статью 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) положением, предусматривающим полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по введению дополнительных механизмов привлечения граждан Российской Федерации к участию в государственном и муниципальном управлении.
Следует отметить, что нормы статьи 263 Федерального закона № 184-ФЗ направлены на разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения. Вместе с тем, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона № 184-ФЗ обязывает органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивать реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Перечень форм такого участия не является исчерпывающим.
Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрена обязанность государственных органов и их должностных лиц содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Таким образом, действующее правовое регулирование не ограничивает органы государственной власти субъектов Российской Федерации во введении дополнительных механизмов привлечения граждан Российской Федерации к участию в государственном и муниципальном управлении.
Также проектом законодательной инициативы предлагается внести в статью 261 Федерального закона № 131-ФЗ изменения, позволяющие субъектам Российской Федерации полностью исключить применение норм названной статьи в отношении инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. В таком случае порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора будет устанавливаться в соответствии с законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Предлагаемые изменения мотивируются необходимостью сохранить имеющиеся разнообразные региональные практики инициативного бюджетирования, а также допустить применение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации об инициативных платежах к инициативным проектам, реализуемым посредством региональных практик инициативного бюджетирования.
В настоящее время в соответствии с частью 10 статью 261 Федерального закона № 131-ФЗ в отношении инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться требования к составу сведений, которые должны содержать инициативные проекты, порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора таких инициативных проектов. При этом соответствующие нормы Федерального закона № 131-ФЗ не применяются.
Однако вне зависимости от использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инициативных проектов обязательным остается применение норм Федерального закона № 131-ФЗ, характеризующих инициативные проекты как форму непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления и устанавливающих на всей территории Российской Федерации равные гарантии прав граждан на использование данной формы: направленность проектов на решение вопросов местного значения и иных местных задач, обязательное общественное обсуждение проектов до их внесения, открытость информации о проектах, общественный контроль за их реализацией. Природе инициативных проектов как формы непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления корреспондирует возможность личного вклада жителей в реализацию таких проектов, в том числе путем внесения инициативных платежей.
Поэтом исключение применения норм Федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме в отношении инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, искажает природу таких проектов как института местного самоуправления.
В то же время нормы Федерального закона № 131-ФЗ не препятствуют сохранению разнообразных практик инициативного бюджетирования регионального уровня, поскольку такие практики в случае их несоответствия признакам, закрепленным в статье 261 Федерального закона № 131-ФЗ, не могут быть квалифицированы как инициативные проекты, а могут рассматриваться, например, как другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении (статья 33 Федерального закона № 131-ФЗ) либо как формы участия граждан в управлении делами государства (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 184-ФЗ).
Невозможность применения в таких случаях норм об инициативных платежах также не ограничивает жителей в личном участии в реализации собственных инициатив, однако является гарантией соблюдения запрета налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения полномочий органов публичной власти (часть вторая статьи 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.