Подготовлен Законодательным Собранием Краснодарского края
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–1513 «О внесении изменения в статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – проект) и отмечает следующее.
Проект направлен на обеспечение непрерывности управления многоквартирным домом в течение одного года.
В этих целях проектом предлагается внести изменение в часть 82 статьи 162 Жилищного кодекса, установив, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией, но не ранее чем по истечении одного года со дня заключения такого договора.
Следует отметить, что согласно действующей редакции части 82 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, проектом не только закрепляется срок, в течение которого собственники не вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, но и исключается условие для принятия такого решения общим собранием – невыполнение управляющей организацией условий договора управления, а также исключается положение об одновременном выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Представляется, что установление минимального (в течение одного года) срока осуществления управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирным домом положительно скажется на гражданско-правовых отношениях между управляющей организацией и собственниками помещений такого дома и предотвратит возможность переизбирать управляющую организацию по несколько раз в течение одного года.
Однако в предлагаемой правовой конструкции остается не урегулированным вопрос определения причины переизбрания управляющей организации, а также возможности отказа от исполнения договора управления многоквартирным домом в связи с изменением способа управления таким домом в любое время на основании решения общего собрания собственников, что предусмотрено частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса.
В связи с этим, соглашаясь в целом с идеей установления минимального срока осуществления управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирным домом, отмечаем необходимость существенной переработки предлагаемой нормы.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы в представленной редакции.