Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1668 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»

Подготовлен Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет), рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–1668 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее – проект), подготовленный Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан, отмечает следующее.

Проектом предлагается внести изменения в статьи 51, 55 и 573 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), предусмотрев, что выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также разрешения на ввод объектов в эксплуатацию должна осуществляться с учетом проверки очередности планируемого развития территории, предусмотренной документацией по планировке территории.

В перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предлагается включить отсутствие всех ранее выданных разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в порядке очередности в соответствии с положением об очередности планируемого развития территории в составе проекта планировки территории.

Проектом предлагается определить, что выдача разрешения на строительство многоквартирного дома допускается только в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории с учетом положения об очередности планируемого развития территории в составе проекта планировки территории.

Кроме того, проектом предлагается дополнить информацию, содержащуюся в градостроительном плане земельного участка, сведениями о границах зоны планируемого размещения и очередности этапа проектирования и строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии).

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, несоблюдение очередности этапов развития территории приводит к нарушению прав граждан, проживающих на данной территории, на благоприятные условия проживания.

Необходимо отметить, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной только в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса, в том числе при осуществлении комплексного развития территории.

Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Проект планировки территории включает в себя положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства различного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов инфраструктуры, а также обоснование очередности планируемого развития территории (статья 42 Градостроительного кодекса).

Согласно действующим положениям части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации, в частности, требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом.

Таким образом, при выдаче разрешения на строительство проектная документация проверяется на соответствие требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренным проектом планировки территории, составной частью которого является положение об очередности планируемого развития территории.

Представляется, что предлагаемые проектом изменения о необходимости контроля за выполнением положения об очередности планируемого развития территории в процессе выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, а также установление специального основания для отказа в выдаче таких разрешений в связи с несоблюдением данного положения, являются избыточными.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.