Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–233 «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Ярославской областной Думой


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–233 «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

В соответствии с частью 12 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации допускается лишь в случаях, когда это установлено федеральными законами.

Данное правило внесено Федеральный закон № 131-ФЗ пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 494-ФЗ).

Проектом предлагается установить, что перераспределенные до 1 января 2017 года полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляются в течение срока, установленного соответствующим законом субъекта Российской Федерации. При этом предлагается предусмотреть, что указанный срок может быть продлен законом субъекта Российской Федерации.

Авторами проекта отмечается, что перераспределение соответствующих полномочий позволяет повысить эффективность реализации вопросов местного значения, принятых на себя органами государственной власти субъектов Российской Федерации, создает в установленной сфере общественных отношений систему сдержек и противовесов, а приведение соответствующих законов субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона № 494-ФЗ) повлечет упразднение действующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведение соответствующих организационно-штатных мероприятий и другие негативные последствия.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Таким образом, устанавливаемая проектом возможность неограниченного продления субъектом Российской Федерации срока осуществления полномочий, перераспределенных до 1 января 2017 года, фактически позволяет субъекту Российской Федерации не исполнять рассматриваемые положения Федерального закона № 494-ФЗ, что, в свою очередь, не соответствует принципам осуществления правового регулирования по вопросам совместного ведения, закрепленным в пункте 2 статьи 3 Федерального закона № 184-ФЗ.

Вместе с тем, полагаем, что с учетом изложенной цели законодательного регулирования, а также необходимости обеспечения стабильности местных и региональных бюджетов, может быть рассмотрен вопрос об установлении более длительного переходного периода, в течение которого законы субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с новым условием перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, введенным Федеральным законом № 494-ФЗ.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы в представленной редакции.