Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–326 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Самарской Губернской Думой.


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–326 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установить, что дело об административном правонарушении в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть возбуждено прокурором субъекта Российской Федерации. При этом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении депутата должны применяться с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предлагается установить, что дело об административном правонарушении в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления может быть возбуждено прокурором района, города, а меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении этих лиц применяются с согласия прокурора района, города.

Необходимо отметить, что на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 296348–7 «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в части невозможности наложения административного наказания на депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации без согласия прокурора субъекта Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы Брыкиным Н.Г., Марченко Е.Е. и другими (рассмотрен Советом Государственной Думы 14 ноября 2017 года).

Комитет на своем заседании 14 декабря 2017 года пришел к выводу о том, что в целом концепция указанного выше проекта федерального закона, предусматривающего установление дополнительных гарантий для депутатов, может быть поддержана.

Вместе с тем, Комитет отметил, что требует обсуждения вопрос о том, чтобы предлагаемый авторами проекта федерального закона правовой механизм, исходя из взаимосвязи положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по рассматриваемому вопросу, закрепить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях по аналогии с главой 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в частности, со статьей 447 «Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам» и статьей 448 «Возбуждение уголовного дела»).

Таким же образом следует отнестись и к взаимосвязи соответствующих положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы № 7–326 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.