Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–385 «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“

Подготовлен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга


Проектом законодательной инициативы (далее – проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), предусматривающие, что выбор органом местного самоуправления гарантирующей организации для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – гарантирующая организация) осуществляется в случае, если такое определение необходимо для обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Следует отметить, что проект не предусматривает конкретные случаи, в которых должна быть определена гарантирующая организация, фактически, относя данный вопрос на усмотрение органа местного самоуправления.

Как отмечено в пояснительной записке, необходимость предлагаемых изменений обусловлена тем обстоятельством, что переход к осуществлению водоснабжения и водоотведения с участием гарантирующих организаций влечет за собой изменение структуры соответствующих договорных отношений, возложение на организации водопроводно-канализационного хозяйства, избранные в качестве гарантирующих организаций, дополнительных обязательств и увеличение для них финансовой нагрузки.

По существу предлагаемых изменений необходимо отметить следующее. Регулирование деятельности гарантирующей организации, ее права и обязанности введены Федеральным законом № 416-ФЗ с целью решения проблемы эксплуатации технологически изолированных централизованных систем водоснабжения[1].

В соответствии с частью 2 статьи 42 указанного Федерального закона до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа должны были определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности. Таким образом, исходя их положений указанного федерального закона, отсутствие гарантирующей организации после указанной даты на территории поселений и городских округов не допускается.

Основной функцией гарантирующей организации является заключение договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Указанную функцию гарантирующая организация выполняет независимо от того, включает ли в себя централизованная система холодного водоснабжения и (или) водоотведения объекты, эксплуатируемые другими организациями.

Гарантирующая организация в соответствии с частью 4 статьи 12 указанного Федерального закона обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в пределах зоны ее деятельности. Для выполнения своих обязательств гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Представляется, что посредством регулирования деятельности гарантирующей организации обеспечивается достижение одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения – обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов (пункт 4 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ).

Кроме этого, в силу части 5 статьи 8 Федерального закона
№ 416-ФЗ гарантирующая организация обеспечивает эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и на основании части 3 статьи 25 указанного Федерального закона осуществляет контроль качества воды в централизованной системе водоснабжения (водоотведения).

Представляется, что принятие предлагаемых изменений ухудшит положение абонентов и внесет неопределенность в отношения, связанные с организацией водоснабжения и водоотведения в поселениях и городских округах.

С учетом изложенного Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера считает, что концепция проекта законодательной инициативы не может быть поддержана.

 



[1] Пояснительная записка к проекту федерального закона № 484225–5«О водоснабжении и канализовании».