Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–476 «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–476 «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочием по осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.

Проектом предлагается установить, что порядок осуществления органами местного самоуправления указанного полномочия определяется законом субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что положения пункта 8 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ представляют собой общую норму, предусматривающую возможность участия органов местного самоуправления в международных отношениях и при этом содержащую отсылку к иным законодательным актам, регулирующим отдельные аспекты осуществления рассматриваемой деятельности.

Важно обратить внимание, что в зависимости от специфики международного сотрудничества отличаются и пределы полномочий публично-правовых образований. Так, пункт 6 части 2 статьи 7 Федерального закона от 26 июля 2017 года № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» закрепляет полномочие органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества, при этом, например, Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» схожих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении органов местного самоуправления не предусматривает.

Принимая во внимание, что предлагаемое проектом регулирование предоставит субъектам Российской Федерации право определять порядок осуществления любых международных и внешнеэкономических связей, полагаем, что такой подход не в полной мере соответствует концепции построения системы законодательного регулирования в рассматриваемой сфере.

Также в пояснительной записке авторами проекта в качестве обоснования необходимости внесения предлагаемых изменений указывается, что отсутствие порядка и условий осуществления органами местного самоуправления международных связей составляет пробел законодательства. Следует отметить, что в этом контексте, на наш взгляд, особенно важно опираться именно на правоприменительную практику органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере в целях исключения возможного избыточного регулирования.

Проект законодательной инициативы в целом нуждается в дополнительном обосновании и обсуждении.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным поддержать концепцию проекта законодательной инициативы с учетом изложенных замечаний.