Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–529 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Подготовлен Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–529 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается отнести к вопросам местного значения муниципального района и городского округа осуществление контроля за соответствием объектов капитального строительства, не подлежащих государственной экспертизе проектной документации в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), требованиям проектно-сметной документации, нормативным правовым актам и нормативным документам.

Согласно пояснительной записке, проект разработан в целях совершенствования мер обеспечения пожарной безопасности в зданиях, сооружениях с массовым пребыванием людей.

Следует обратить внимание на то, что предлагаемые дополнения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не сопровождаются корреспондирующими изменениями положений Градостроительного кодекса. Так, например, из содержания проекта не представляется возможным определить права и обязанности органов контроля, застройщиков, процедуру осуществления контрольных мероприятий, правовые последствия их проведения.

Принимая во внимание, что в сферу регулирования законодательства о градостроительной деятельности входят отношения по архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства, предлагаемый подход авторов проекта вызывает сомнение в части возможности его практической реализации.

Кроме того, предполагая необходимость принятия органами местного самоуправления новых видов расходных обязательств, проект не содержит положений, определяющих источники и порядок исполнения таких обязательств, что не согласуется с нормами статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, полагаем, что предлагаемые проектом изменения не достигнут цели правового регулирования.

Вместе с тем, Комитет отмечает исключительную важность совершенствования мер обеспечения пожарной безопасности в зданиях, сооружениях с массовым пребыванием людей.

Следует отметить, что на основании статьи 54 Градостроительного кодекса в отношении объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе, не осуществляется государственный строительный надзор. Исключение указанных объектов из сферы государственного строительного надзора на практике может приводить к нарушениям обязательных требований законодательства, предъявляемых к строительству указанных объектов.

На решение указанной проблемы направлен проект федерального закона № 302153–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)», который был принят Государственной Думой в первом чтении 21 декабря 2017 года.

Указанным проектом федерального закона, в частности, предлагается наделить органы государственного строительного надзора правом проведения проверок объектов капитального строительства, в отношении которых государственный строительный надзор не осуществляется, при поступлении в указанные органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.

С учетом изложенного Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.