Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–547 «О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Подготовлен Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет), рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–547 «О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», подготовленный Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – проект), отмечает следующее.

В соответствии с пояснительной запиской проект разработан в целях обеспечения социальной защиты семей, в которых один родитель воспитывает двух и более детей.

В этих целях проектом предлагается дополнить новой частью 21 статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), согласно которой одиноким родителям, воспитывающим двух и более детей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в первоочередном порядке с учетом положений части 2 статьи 57 Жилищного кодекса.

При этом под одиноким родителем в проекте понимается родитель, являющийся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, воспитывающий их без отца (матери), в частности в случаях, когда второй родитель ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.

В настоящее время частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса в качестве общего правила установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на такой учет. Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 февраля 2017 года № 215-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Суромкиной Зои Александровны на нарушение ее конституционных прав и конституционных прав ее несовершеннолетней дочери частью 8 статьи 5 и частями 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», обеспечивается справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования.

Наряду с этим законодатель предусмотрел внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма только двум категориям граждан: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Предложение проекта о расширении случаев внеочередного предоставления жилья по договорам социального найма за счет такой категории, как неполные семьи, представляется слабо обоснованным, как в части предлагаемых критериев отнесения граждан к данной категории, так и в части проработки вопроса о финансировании реализации такого обязательства. При этом в финансово-экономическом обосновании проекта утверждается, что его принятие не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.

На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы.