Законодательные инициативы

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–669 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона „О водоснабжении и водоотведении“

Подготовлен Законодательной Думой Томской области


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект законодательной инициативы № 7–669 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона „О водоснабжении и водоотведении“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) частью 31, согласно которой организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы водоотведения, отдельные объекты таких систем, вправе в течение шести месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения руководствоваться при неизменности производственного процесса решением о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод нормативами допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект, разрешением на сброс загрязняющих веществ в водный объект, полученными ранее в установленном законодательством порядке по выпуску сточных вод таких централизованных систем водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Как следует из пояснительной записки к проекту, необходимость его разработки вызвана тем, что действующая редакция статьи 8 Федерального закона № 416-ФЗ не учитывает обязанности организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов систем водоотведения, по выполнению требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в части необходимости получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, срок получения которого, как указано в пояснительной записке, составляет около 145 дней.

Таким образом, в настоящее время складывается ситуация, при которой организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы водоотведения, отдельные объекты таких систем, вынуждена либо воздерживаться от осуществления деятельности по эксплуатации приобретенного в пользование объекта централизованной системы водоотведения до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, либо эксплуатировать приобретенный объект без разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, являясь при этом нарушителем законодательства об охране окружающей среды и неся издержки в виде административных штрафов.

Однако необходимо обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 416-ФЗ забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством, а не законодательством о водоснабжении и водоотведении.

Кроме того, с 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (пункт 10 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ). При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, а юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (пункт 1 статьи 311, пункт 1 статьи 322 Федерального закона № 7-ФЗ).

Таким образом, проект нуждается в дополнительной проработке.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта законодательной инициативы в представленной редакции.